Дмитрия Лукина не зря прозвали «русским Геркулесом». Слава о необычайной силе Лукина распространилась далеко за пределы России еще при его жизни. Согласно легендам, морской офицер с легкостью вдавливал в дерево гвозди и даже поднимал пушки. Казалось, такому богатырю нипочем и пушечное ядро. Но именно от него и погиб «русский Геркулес».
Деревенская «техпомощь» и служба на флоте
Если верить изданию «Битвы российского флота XVIII-ХХ веков» под авторством Виталия Доценко, Дмитрий Александрович Лукин родился в 1770 году в городе Курске. Дмитрий рано осиротел, получив в наследство от родителей 20 тысяч рублей и 600 душ. Маленького помещика взял на свое попечение дядя. Однако заниматься воспитанием племянника он не слишком хотел, а потому сам остался в Москве, а Дмитрия отправил подальше, в сельскую местность, «подарив» одного крепостного, Илью Байкова. Как пишет Валентин Пикуль в своей книге «Двое из одной деревни», мальчики зарабатывали себе на жизнь тем, что вытаскивали кареты из дорожной грязи прямо вместе с пассажирами.
Но однажды вольная жизнь Дмитрия Лукина закончилась: дядя подал ходатайство великому князю Павлу Петровичу о том, чтобы сироту приняли в Морской корпус. Князь не отказал. В возрасте пятнадцати лет Дмитрий Лукин получил свое первое офицерское звание – гардемарин, а еще через 2 года — стал мичманом. В течение нескольких последующих лет Лукин дослужился до звания капитана 1-ого ранга. Тогда он уже был командиром 80-пушечного корабля «Рафаил» и имел множество почетных наград и медалей. Однако знаменитым Лукин стал еще задолго до этого. И все благодаря своей удивительной физической силе.
Подвиги, о которых «Геркулес» жалел
Необычайную силу не скрывал ни невысокий рост Дмитрия Лукина, ни его форменный китель. Широкие плечи, огромный объем грудной клетки, могучий торс и богатырские руки – именно такое описание Лукина приводит в своей книге «Истоки богатырства. Секреты атлетизма» Юрий Шапошников. «Русский Геркулес», как прозвали Лукина матросы, с легкостью гнул кочерги, ломал серебряные рубли и подковы, пальцем вдавливал в борт корабля гвозди, удерживал пушечное ядро на вытянутой руке и даже поднимал пушки весом до 8 пудов. Несмотря на такие физические способности, по свидетельствам современников, Лукина было сложно заставить применить силу без дела. «Если наша палуба и увидит кровь, так это будет кровь, пролитая в битвах за Отечество» — говорил Дмитрий Александрович.
Между тем применять силу в мирное время Лукину все же приходилось. Однажды, еще будучи мичманом, Дмитрий Лукин отбился от двоих грабителей, которые хотели заполучить его енотовую шубу. В другой раз «Геркулес» вместе с Ильей Байковым, со своей женой и детьми отправился в имение, которое завещал ему усопший дядя. На постое Лукин и Байков случайно узнали о том, что на них собираются напасть разбойники. Друзья уложили негодяев всех до одного. Неизвестно, что думал Лукин о втором случае, а вот о первом он долго жалел. Он был уверен в том, что позарившимся на его шубу беднякам было попросту нечего есть.
Смерть «Геркулеса»
Между тем погиб Дмитрий Лукин не в уличной драке, а, как и мечтал, на палубе своего корабля «Рафаил». Как утверждают авторы издания «Морские битвы России» В. Д. Доценко и В. Н. Поникаровский, капитан 1-ого ранга Лукин был убит в самом разгаре боя. В грудь Дмитрия Александровича угодило пушечное ядро, которое фактически разорвало его тело на две части. Это случилось летом 1807 года во время русско-турецкой войны в Сражении у Афонской горы. Лукина похоронили, согласно морским обычаям, в море. Все уцелевшие члены команды плакали, прощаясь с капитаном. И это неудивительно: Дмитрий Лукин был справедливым командиром и ни разу никого даже не оскорбил.
Узнав о гибели друга, Илья Байков, ставший к тому моменту кучером самого императора, попросил Александра I не оставлять вдову Лукина и его детей без внимания. Анастасия Ефремовна до конца жизни получала персональную пенсию, а ее сыновья бесплатно были приняты в пажеский корпус. Однако самым знаменитым потомком «русского Геркулеса» можно назвать Николая Александровича Лукина, который в начале ХХ века был чемпионом России, а впоследствии выступал в цирке, поражая зрителей своей необыкновенной силой, доставшейся ему, по-видимому, по наследству.