В своем учебнике «Социология науки» В. Е. Григорьев приводит в качестве примера эффекта Матфея эпизод из одной оперетты, где некоего генерала спрашивают, за что он получил все свои награды. Военачальник же отвечает: «Первый орден я получил по ошибке, остальные за то, что имел первый». Однако данная ситуация характерна не только для военных, она наблюдается абсолютно во всех сферах жизни.
Новый термин в социологии
Впервые термин «эффект Матфея» появился в социологии в 1968 году. Именно тогда был опубликован труд известного американского социолога Роберта Кинга Мертона, посвященный этой теме. Как утверждает Сергей Степанов, автор книги «Психологический тезаурус», в связи с тем, что Мертон был ученым, он заметил данный феномен прежде всего в научной среде. Так, американец обратил внимание на то, что при осуществлении какого-либо успешного проекта, все лавры, как правило, достаются руководству, хотя большую часть работы делали его подчиненные.
Победы в самом начале карьеры дают ученому определенные преимущества перед остальными и увеличивают вероятность дальнейшего признания, причем вне зависимости от способностей. Такое положение вещей наглядно иллюстрируют слова из Евангелия от Матфея: «Всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (25:29). Именно поэтому, как пишет Дункан Уоттс в своей книге «Здравый смысл врет. Почему не надо слушать свой внутренний голос», Мертон назвал описанный им эффект не своим именем, а в честь библейского автора.
Проявления эффекта в жизни
Примечательно, что Матфей имел в виду исключительно материальные блага. Отсюда и расхожая фраза «богатые богатеют, а бедные беднеют». Однако Роберт Мертон, сделавший упор на научной деятельности, уверял, что эффект Матфея проявляется абсолютно во всех областях человеческой жизни. Так, социальные льготы чаще всего улучшают благосостояние представителей среднего класса, а не малоимущих, для которых подобные программы и создаются. Учителя чаще уделяют больше внимания лучшим ученикам, благодаря чему перед последними открываются более широкие возможности. Интересно, что, как правило, эффект Матфея остается незамеченным теми, кто вырвался в лидеры.
Так, если верить В. Е. Григорьеву, автору учебника «Социология науки», даже сам Роберт Мертон не заметил, как стал «жертвой» эффекта Матфея. По словам Григорьева, этот феномен был описан еще в 1944 году Луисом и Мэри Физерами в «Органической химии». Правда, Физеры назвали его не эффектом, а «правилом Матфея». Тем не менее термин связывают исключительно с именем Мертона. Почему же так произошло? Дело в том что Физеры были химиками, поэтому от них никто не ожидал открытий в социологии. К тому же их учебное пособие читали не социологи, а химики.
Положительные стороны эффекта Матфея
Несмотря на то что не получившим заслуженное признание кажется такое положение вещей несправедливым, у эффекта Матфея есть и положительные стороны. По мнению самого Роберта Мертона, в глобальном смысле эффект оказывает позитивное влияние на развитие науки и прочих сфер деятельности. Так, благодаря данному явлению новость о том или ином открытии распространяется гораздо быстрее, что способствует более стремительному прогрессу. И в самом деле внимание общественности скорее привлекут успешные исследования всемирно известного ученого, чем никому неизвестного рядового сотрудника какого-нибудь провинциального НИИ.
Кроме того, как утверждает Ив Жэнгра, автор «Социология науки», эффект Матфея не является фатальным, а значит его можно преодолеть. В качестве примера Жэнгра приводит случай, произошедший с Альбертом Эйнштейном. Когда физик Йоханнес Штарк приписал одну формулу, выведенную Эйнштейном, другому ученому Максу Планку, Альберт Эйнштейн спокойно продолжил свою работу и впоследствии написал множество трудов. Благодаря этому в конце концов первенство физика перед Планком было установлено и справедливость восторжествовала. По мнению Жэнгра, если бы Эйнштейн все бросил, то Макс Планк так и остался бы в истории как автор упомянутой формулы.