С момента появления и более широкого распространения телевидения эксперты установили, что его влияние на мнение зрителей невероятно огромное. Дикторы и ведущие новостей часто становятся любимцами целой нации и многие люди склонны доверять их мнению гораздо больше, чем доказательствам любых других специалистов.
Давняя история влияния
То, что любое средство массовой информации способно активно осуществлять процесс формирования общественного мнения, известно давно. Еще древнеримский государственный и политический деятель, полководец, Юлий Цезарь заметил, что новостные свитки «Acta diurna populi romani» – «Насущные дела населения Рима» привлекают большое внимание горожан и распорядился доставлять эти дощечки всем известным патрициям. Таким образом он стал получать серьезную поддержку своих решений среди местной элиты. Чтобы почитать французскую «La Gazette», которую начали издавать в Париже с мая 1631 года, люди толпами собирались в трактирах и на площадях. Узнавая новости, их заранее воспринимали «в правильном ключе», потому что извещение шло от государственных деятелей, влиятельных аристократов и главное, было напечатано на бумаге, как в книге, которая, как известно, учит.
Телевидение со своими техническими возможностями само пришло в дом к человеку и стало доходчиво рассказывать и показывать ему то, что происходит в мире. Любой психолог подтвердит, что степень доверия тому, что зритель видит своими глазами, невероятно сильнее печатного слова. Поэтому телевизионный диктор, ведущий новостей или ток-шоу, к тому же обладающий необходимым актерским мастерством, а еще и человеческой харизмой, зачастую становится самым влиятельным человеком для зрителей и даже чуть ли не родственником, которому веришь.
Зачем нужен «значимый другой»
Телевидение еще находилось в зачаточном состоянии, когда о влиянии важной, всем известной персоны на формирование общественного мнения, написал научный труд американский психолог и психиатр, представитель неофрейдизма, основатель интерперсонального психоанализа, Гарри Стек Салливан. Он первым ввел в обиход термин «significant other» — «значимый другой» для определения человека, который имеет важное значение в жизни индивида. Например, это – один из членов семьи, близкий друг или руководитель общины. Его мнение подкреплено даже не столько неоспоримыми доказательствами, сколько непререкаемым авторитетом, во всяком случае, так считает сам человек.
В современных исследованиях воздействие массовой коммуникации на сознание гражданин, из понятия «значимый другой» трансформировалось в идентификацию неформального «лидера мнения», выделившегося как из лиц непосредственного окружения человека, так и из его широкого круга обитания. Обнаружение того, чье мнение обычный индивид принимает в расчет при оценке сообщений в СМИ, является важной составляющей для построения инструмента ментального воздействия. Во всем мире этим плотно занимаются ведущие национальные медиакорпорации. Ведь таким образом «в правильном ключе» массами воспринимается не только общественно-политическая повестка, но и выполняется реализация товаров народного потребления, а значит, эффективно функционирует государственность и экономика.
Кто такой «лидер мнения»
Кто в современном мире может стать «лидером мнения» для самых широких слоев населения? Безусловно, это человек, которого все видят и слушают каждый день и по своим ментальным характеристикам он близок огромной аудитории. Именно с таких позиций оценивают потенциал будущих телевизионных ведущих преподаватели Московского института телевидения и радиовещания «Останкино», Москва. А также они считают, что у такого человека помимо доступа к телекамере должна быть приятная внешность, харизматичное поведение и главное, глядя на него, зрители должны скорее чувствовать, чем понимать, что перед ними – такой же мужчина или женщина, как и они. Это – «свой парень», похожим образом оценивающий жизнь, умеющий остроумно шутить и не «витающий в облаках». Он твердо стоит на земле и имеет характер.
В США на протяжении 25 лет такой невероятно популярной телеведущей, самой «значимой другой» для американцев была актриса, продюсер, общественный деятель, а теперь и медиамагнат, Опра Уинфри. Чернокожая дама с не простой судьбой, но невероятно сильным характером сразу и навсегда покорила цветное женское население страны, поскольку в ней они впервые на национальном телеэкране увидели «отражение себя». Американский финансово-экономический журнал «Forbes» в 2005 году назвал ее девятой по влиятельности женщиной в шоу-бизнесе. Уже тогда и чернокожие мужчины тоже прислушивались к ее мнению. Журналисты издания установили, что миллионы американских женщин используют фразу «Опра говорит», как аргумент в споре с мужьями. В 2007 году эксперты «Forbes» признали телеведущую самым влиятельным человеком в шоу-бизнесе, а ее коронная фраза «Aha moment» — «Ага, момент», которую Опра обязательно повторяет во время любого эфира, практически стала ее брендом. В 2008 году за право использовать это словосочетание в американском суде сражались две крупные компании, не имеющие к шоу-бизнесу никакого отношения. Вплоть до 2013 года Опра Уинфри считалась самой влиятельной знаменитостью в США. От своей позиции «значимой другой» она отказалась сама. Следует отметить, что в России телеведущих такого уровня и степени влияния на общественность никогда не было.