Осенняя погода многих заставляет хандрить, но если попробуете развеселить себя щекотанием, вряд ли хотя бы улыбнетесь. А уж смеха до слез и вовсе ожидать не стоит. Помешает – ваш же собственный мозжечок. Именно он не позволит реализовать сумасбродную идею – защекотать себя.
Революционная аксиома Флуранса
Первые попытки изучить функции мозжечка предпринял еще в 18 веке французский физиолог Мари Жан Пьер Флуранс. Его опыты явно нельзя назвать гуманными: ученый удалял мозжечок у голубей, и наблюдал, как несчастные птицы пытались делать вид, что в их жизни ничего не изменилось. Они действительно продолжали перебирать лапками и могли передвигаться по комнате, вот только точно клевать рассыпанные зерна голубям не удавалось, да и добегали они до еды не по прямой, а по замысловатой, необъяснимо витиеватой траектории.
Долгие месяцы наблюдений за здоровыми и лишенными мозжечка птицами позволили Флурансу шокировать мировую общественность. Он заявил, что маленький отдел мозга, расположенный под затылком, контролирует координацию движений, и долгое время эта аксиома оставалась непреложной. Не потому, что другие ученые не решались издеваться над птицами, мышами или обезьянами, а потому что доказательства Флуранса казались основательными и исчерпывающими.
Уникальная мышечная память
Уже в наше время нейрофизиологи дополнили основную функцию мозжечка, убедив, что он не только контролирует координацию движений, но и помогает человеку сохранять равновесие и правильное положение тела в пространстве. Проще говоря, без мозжечка человек бы не ходил на двух ногах, не вставал на колени, чтобы заглянуть под кровать, не использовал бы руки, чтобы взять столовые приборы. А еще функции мозжечка чрезвычайно важны для формирования и сохранения мышечной памяти.
Каждый знает, что научившись один раз кататься на велосипеде, плавать или печатать слепым десятипальцевым методом, даже через 20 лет мозжечок поможет без труда повторить ранее освоенное. Ноги сами «вспомнят», как крутить педали, тело сохранит равновесие и не начнет заваливаться, пальцы – без усилий наберут нужные слова и выстроят их в предложения, а при погружении в воду мышцы расслабятся и позволят воде «держать» тело.
Бессменный арбитр
С конца 90-х прошлого столетия ученые активизировали исследования по поиску новых функций мозжечка. Так, американские нейробиологи из Гарварда во главе с Дж. Шмахманом и Скоттом Матеком из Вашингтонского университета доказали, что контролировать координацию движений человеку помогает лишь 20% мозжечка. Остальные 80% активно участвует в познавательно-эмоциональной и социально-коммуникационной деятельности. Без мозжечка человеку бы пришлось попрощаться с абстрактным мышлением. Никто из нас не смог бы запомнить простейшую информацию – своё имя, возраст, текущую дату, не говоря уже о том, чтобы заниматься научной работой и делать собственные открытия. Более того, человек бы не смог выражать эмоции и использовать речь для общения. Ученые отмечают, что напрямую в когнитивной деятельности мозжечок не участвует, но он выступает в качестве бессменного арбитра – «наблюдает» за слаженной работой различных отделов мозга и подсказывает им, какой именно сигнал послать телу.
Загадочная щекотка
За щекотку в организме человека «отвечает» таламус, который направляет сигнал от органов чувств (кроме обоняния) к соматосенсорной коре больших полушарий. Но почему же когда нас щекочут другие, мы смеемся, а сами себя повеселить таким образом не можем? Мудреные научные формулировки можно прочитать в исследованиях С.Блэкмор, Д.Волперта и К.Фрита, опубликованные в научном нейробиологическом британском журнале Nature Neuroscience. Если без объяснить просто, что мозжечок ревностно оценивает поступающие сигналы: когда мы сами себя щекочем, он «подсказывает» мозгу, что никакой угрозы нет и можно не реагировать.
Ученые считают, что подобная реакция – остаточная защитная функция. Мозг воспринимает щекотку как угрозу (по коже может ползти ядовитый паук, например), но он при помощи мозжечка «понимает», что сами себе мы щекотанием причинить вред не можем, поэтому глушит реакцию. Когда же нас щекочут другие, мозг после подсказки мозжечка посылает сигналы проявить защитную реакцию, ведь нередко смех мы дополняем попытками «отбиться» от того, кто нас щекочет.
Спасибо за зависимость!
В 2016 году группа франко-британских ученых во главе с Марком Вагнером заявила об еще одной принципиально новой функции мозжечка – мотивация к получению вознаграждения. Именно мозжечок «подсказывает» мозгу, что при определенных действиях высока вероятность получить нечто приятное. В журнале Nature в 2017 году были опубликованы исследования ученых Стэнфордского университета, которые доказали: «мозжечок» запоминает действия, которые приводят к получению вознаграждения, а затем «подталкивает» мозг их повторять.
Ученые из медколледжа Эйнштейна в Бронксе развили эту теорию и доказали, что мозжечок «отвечает» за обретение зависимостей, от которых человек получает удовольствие. В ходе экспериментов они выпускали десяток мышей, которые могли свободно перемещаться по комнате. Но как только они достигали определенного угла, ученые принудительно стимулировали мозжечковые нейроны, заставляя мышей испытывать удовольствие. Сюрпризом не стало то, что в следующие запуски мыши прямиком бросались в «угол удовольствия», чтобы словить порцию позитивчика.