Женские дуэли случались и в Европе, и в России – и там, и там они исторически пошли от судебных поединков, «Судов Божьих». В ходе этих поединков (они еще назывались «Полем») женщины могли выяснять, кто из них прав, силой доказав это, а победившая, как считалось, получила силы для победы от Господа. Если женщина спорила с мужчиной, то имела право выставить вместо себя наемника (но иначе, если спорила с женщиной же, то должна была биться сама). Женщины дрались друг с другом и врукопашную, и с оружием в руках – дубинами или рогатинами. Но в Новое время судиться так перестали. Дрались на дуэлях отныне вне правового поля, лишь благородные и теперь – для защиты чести.
Если стандартная причина для мужских дуэлей во всех странах и во все времена – это женщины, то у прекрасной половины человечества все так же прозаично: дамы частенько дрались из-за мужчин. Даже знатные. Один из самых громких случаев произошел в Неаполе в 1552 г., когда Изабелла де Карази и Диамбра де Петинелла сражались за некоего Фабио. Этот поединок, как считается, открыл многовековую традицию боев благородных дам. Женские дуэли особенно распространились в эпоху Ренессанса, и жестокостью превосходили мужские. Как и коварством: смазывание шпаг разными ядами или другие бесчестные способы побить соперницу (вроде нападения секунданток) – такое девушки могли устроить запросто. А при стрельбе из пистолетов женщины реже мужчин соглашались мириться, предпочитая стрелять до гибели одной из них.
Но подлинную экзотичность и эротическую пикантность женским дуэлям придавал обычай проводить их во многих случаях с обнаженным торсом (при этом иногда молодые люди, например, за благосклонность которых и дрались дамы, приглашались на дуэль как почетные гости). Но так делалось не всегда, и, конечно, вовсе не для соблазнения и развлечения присутствующих (тем более что присутствовали все-таки обычно исключительно женщины).
Во-первых, женские одежды сковывали движения дуэлянток; во-вторых, под одеждой в то время обычно имелся корсет – плотный и очень хорошо защищающий от удара шпаги. Корсет также запросто мог скрыть дополнительные доспехи, что не допускалось правилами дуэли. Иногда сражались и в корсетах, но секунданты перепроверяли их на наличие брони. Такие дуэли были мягче «обнаженных», спорщицы в них не относились друг к другу с большой ненавистью и обычно не хотели убить противницу. Ну и напоследок – от одежды избавлялись потому, что опасались попадания частиц материи в рану, видя в этом источник заражения крови.
Было известно, что грязная одежда солдат на войне становится причиной сепсиса в случае их ранений. Так, в 1892 г. на дуэли австрийки Полины Меттерних и русской Анастасии Лебедевой обе дрались с обнаженной грудью (поводом для дуэли стали разногласия из-за декораций на совместно организованной венской выставке). Одной из их секундантов стала баронесса Люблинская, имевшая врачебное образование – она и заставила дуэлянток раздеться по медицинским соображениям. Ранив друг друга (одна получила рану носу, вторая – руки), женщины наконец помирились, но «по очкам» победила Лебедева. Ее идеи цветочного оформления музыкальной выставки на правах победителя и были реализованы.
Несколько десятков женских дуэлей в конце XVIII– XIX вв. произошло и в России. Причем наблюдавшая за этим француженка маркиза де Мортене писала: «Русские дамы любят выяснять отношения между собой с помощью оружия. Их дуэли не несут в себе никакого изящества, что можно наблюдать у француженок, а лишь слепую ярость, направленную на уничтожение соперницы» (вот и причина, по которой женские дуэли прославились своей жестокостью).
Один характерный пример: в 1829 г. в Орловской области помещичьи жены Ольга Заварова и Екатерина Полесова, поссорившись из-за чего-то, похватали клинки своих мужей и зарубили друг друга насмерть в ближайшей березовой роще: после бурного скандала началась рубка. Полесова вонзила саблю Заваровой в голову, но та успела проткнуть живот Полесовой. Дочери помещиц были в числе их секунданток. Через несколько лет дочь одной из них, Александра Заварова, зарезала дочь второй, Анну Полесову, тоже на дуэли и тоже в той роще – обеим девушкам было всего по 19 лет.
Как указывает А.В. Кацура («Поединок чести. Дуэль в истории России», М., 1999), пришедшая с Запада в XVIII веке, в начале ХХ века дуэльная мода прошла, и даже мужчины уже выходили к барьеру лишь изредка. Что уж говорить о прекрасной половине человечества – дамы перешли на более безопасные виды оружия, нежели шпаги и сабли. Оголенные девы со шпагами остались только на фотографических почтовых и популярных стереоскопических карточках, с удовольствием разглядываемых мужчинами.