Боевая психофизиология это не выдумка авторов, пишущих про уникальные способности агентов различных спецслужб, а вполне реальная наука, ведущая свои исследования на стыке психологии и нейрофизиологии. И поскольку речь идет о боевой или военной психофизиологии, то в этом случае изучается поведение людей во время военных действий или экстремальных ситуаций.
Как научная дисциплина эта тема интересна лишь узким специалистам, а вот некоторые аспекты этой науки в прикладном приложении, для самой широкой публики представляют широкий интерес. Поскольку именно на боевой психофизиологии основаны практически все методики подготовки агентов спецслужб, о которых стало широко известно благодаря книге В.Богомолова «Момент истины». Тогда впервые были широко использованы незнакомые термины, вроде «органолептики» и др.
Более подробно и уже не в художественной форме, о применении боевой психофизиологии в подготовке спецслужб можно узнать из книг Алексея Потапова, таких как «Приемы стрельбы из пистолета. Методики СМЕРШ» или «Искусство снайпера».
Особую подготовку воинов, применяли еще в древности, как для всех, кто должен был принимать участие в бою, так и отдельно, для воинов, на которых возлагались какие-то особые задачи. Об этом писал этнограф Иосиф Жордания, которые даже предложил свой термин «боевой транс». Одним из примеров подобной спецподготовки были берсерки (не мифологические, а реальные) в войске викингов, которых хорошо знали и на Руси. Разумеется, цели и задачи у них были совсем иные, чем у офицеров СМЕРШа и НКВД. Но, когда в самом начале ХХ века, в России и Великобритании стали разрабатывать первые военные методики специальной подготовки разведчиков и контрразведчиков, то в ход шло всё. Использовали не только профессиональных медиков самых разных направлений. Те, кто создавали уникальные системы подготовки русских контрразведчиков и жандармов знакомились с подготовкой японских самураев, изучали различные виды восточных единоборств, работали с сибирскими шаманами и цирковыми артистами.
Методики спецкурсов различаются не только в разных странах, но и в разных организациях. Так, например, курсантов ГРУ, КГБ и спецназа МВД обучают по-разному, и «семинаров по обмену опытом» не устраивают. Все курсы спецподготовки являются тайной за семью печатями, и даже предавший родину Виктор Резун в своей книге «Аквариум» лишнего старался не писать.
Но при всей строгой секретности, общие принципы психологической подготовки хорошо известны. Все обучающихся в течение многих лет, на первичных курсах и на переподготовке обучают умению владеть своей психикой, управлять эмоциями, выдавать ложные физиологические реакции. Это как умение профессионального актера плакать по требованию или очень натурально смеяться. Второй составляющей является умение понимать действия другого человека, по самым различным его филологическим проявлениям: тембру голоса, характеру движений, выделению пота и многому другому. Высшей степенью подготовки является умение провоцировать своими действиями действия другого человека. Это и описанное в романе «Момент истине» сложное «качание маятника», когда офицер СМЕРШа понимает, в какой момент будет выстрел и успевает уклониться, сам провоцирует противника стрелять в нужное ему место. Это и умение заставить противника заговорить, убедив его, что он это должен сделать, спасая себя от чего-то ужасного. И достигается это не угрозами и ломанием костей допрашиваемого, а правильным тоном, правильными фразами, а так же и умением делать «правильные» болевые ощущения, которые подавляют волю. Причем набор этих действий в каждом конкретном случае может меняться.
Сложности обучения порой заключаются в том, что приходится внушать совершенно противоположные вещи. Например, курсантов обучают использовать в качестве оружия или защиты любые подручные средства, от свернутой газеты до наручных часов. Но при этом, тех же курсантов убеждают, что любое оружие в руках противника, только ослабляет того, создавая ложное ощущение превосходства. Чем курсант и должен уметь пользоваться в своих интересах.
В рамках спецкурса обучают и умению грамотно жертвовать частями собственного тела. Когда курсант должен не просто понимать, что именно в случае необходимости надо подставить под пулю или нож, чтобы остаться живым, но ещё и сохранить возможность продолжить бой и успеть победить, порой даже не имея шансов выжить. Аналогичные методики включат умение действовать в группе и для достижения поставленной задачи жертвовать собой. Причем не просто жертвовать, а в случае невозможности выживания, сделать так, чтобы собственная гибель способствовала решению поставленной задачи.
Многие из подобных методик действительно дают офицерам спецслужб способности, которые могут показаться рядовому человеку невероятными. Но при этом надо понимать, что специального курса создания суперагентов не существует. Курсанты, а затем офицеры, проходят многократные и различные курсы подготовки и переподготовки, на которых их в первую очередь обучают основам. А все дальнейшее они развивают самостоятельно, путем самообучения, усвоения своего опыта. И тут многое зависит от изначальных способностей, от того, как складывается это самый собственный опыт, и насколько удается применять полученные знания и умения.
Какие вещи могут стать оружием в руках разведчика
11
3
2
1
1
1
0
0