Форма общества, в которой лидирующая роль принадлежит женщинам, и в особенности матерям семейств, называется матриархат. Многие историки считают, что такой социальной организации управления никогда не существовало. Другие же ученые приводят доказательства в пользу существования подобной теории. Но если матриархат был, или даже есть, то каким в нем является мужчина с точки зрения гормонального
Добытчик с нормальным уровнем тестостерона
Впервые матриархат еще в 1861 году описал швейцарский этнограф, юрист, антиковед и религиовед Иоганн Якоб Бахофен в своей книге «Материнское право. Исследование религиозной и правовой природы гинекократии в древнем мире». Основываясь на материалах ранней античной литературы, он пытался познать основы взаимодействия в древнейших обществах и выяснил, что возможностей у женщин в социальном управлении в первобытные времена были куда больше, чем, например в Римскую эпоху.
Во многом это было связано с тем, что выживание человека в доисторический период было основано на женском труде. Мать семейства следила за костром, шила и ремонтировала примитивную одежду, занималась собирательством съедобных ягод, грибов, трав и кореньев, а также готовила пищу. И это далеко не каждый день было мясо животного, которого традиционно добывал мужчина. Таким образом, женщины играли основную роль в хозяйстве, и потому возглавляли племя. Если в семье погибал мужчина, то остальные, малолетние дети оставались без мяса. А если что-то случалось с женщиной, то от одной до другой удачной охоты дети могли и не дожить.
У многих первобытных сообществ даже существовал культ женского рода, и археологи до сих пор находят древнейшие антропоморфные статуэтки из кости или камня, у которых хорошо видны типично женские черты. В таких сообществах мужчины выполняли роль охотников и добытчиков, а значит их облик, поведение и другие физиологические аспекты, все-таки не сильно отличались от современных.
Царь с женскими половыми гормонами
Однако многие археологи опровергают теорию о том, что при матриархате представители сильного пола выглядели и вели себя также «по-мужски». На то, что это было далеко не так, возможно указывает «природное» построение подобных сообществ, например, пчелиные гнезда или муравейники, где главной является самка рода, а трутни участвуют лишь в размножении. В голодный период их просто выгоняют «из дома» и они не могут ни обеспечить себе самостоятельную жизнь, ни силой вернутся под родную крышу.
Также сохранившиеся артефакты, например, древнегреческие и древнеримские статуи богинь охоты – Артемиды и Дианы, говорят о том, что в доантичные времена добытчиками пропитания являлись и женщины. И делали они это весьма успешно. А что же тогда происходило с мужчинами?
Не так давно ученые из Манчестерского университета, Великобритания, изучая социальное устройство и иерархическое разделение жизни в Египте в эпоху Древнейшего и Среднего царства, сделали важное открытие. Несмотря на то, что фараонами чаще всего становились мужчины, наследование трона, в основном, происходило по женской линии. Это доказали уже современные возможности исследования ДНК. Именно потому, что даже у не знатных египетских родов деление имущества осуществлялось по принципу — от матери к детям, и стали возникать внутридинастические браки. Они, в свою очередь, явились причиной последующих генетических вырождений, и опять же именно у мужчин.
Во всяком случае британские археологи, изучая женские мумии, редко находили в их костях и тканях врожденные аномалии. А вот строение тел древнеегипетских фараонов и жрецов у историков не раз вызывало удивление: слишком широкие бедра, при этом очень узкая грудная клетка и тонкие пястные кости. Отсутствие «мужского» права на родовое определение в итоге приводило к тому, что у наследников-мальчиков генетически закладывалось чрезмерное присутствие в организме женских половых гормонов. Это деформировало привычный, в современном понимании, мужской облик, придавая ему девичьи черты. Вряд ли при сниженном тестостероне такие правители проявляли серьезные и продуманные завоевательские амбиции.
«Подкаблучник» с нормальными гормонами
И все-таки наука не может доказать, что матриархат в полном его понимании, когда-то существовал на земле, и мужчины при этом имели другой уровень гормонов. Сегодня многие американские индианисты, например, ученые из Айдахского университета, Москоу, США, изучая традиционную жизнь индейцев моса и туарегов, приходят к выводу, что внутри их племенных отношений женщины являются более свободными, чем современные европейские феминистки.
Например, в брачной культуре мосо между мужчиной и женщиной не существует обязательств верности друг к другу, партнеры не ведут общего домохозяйства, встречаются лишь в ночное время и всегда свободны в выборе себе другого фаворита на время, или навсегда. Это никак не влияет ни на какие моральные устои в их племенах, и это при том, что современные туареги считают себя мусульманами. Их смесь верований заставляет закрывать лицо, но… только у мужчин, женщины имеют право даже голову не покрывать.
Родившийся ребенок в обоих индейских племенах проживает в доме матери, воспитывается членами материнской семьи, и отец может даже не знать о существовании «своего» отпрыска. У туарегов в лексике вообще слова «отец» как такового не существует. И туареги и моса не имеют никаких прав на женщин, изнасилование карается смертью, и мать семейства распоряжается родовым имуществом. При этом у обоих индейских племен вождем является мужчина, однако его мать традиционно обладает своеобразным правом «вето» и способна заблокировать любые начинания сына.
Таким образом, в этих обществах уже веками царят устои «почти матриархата». Однако американские исследователи не обнаружили ни у мужчин, ни у женщин никаких существенных отличий от привычных норм физиологического развития и особенно гормональной сферы.