Как справедливо заметил Константин Шадрин, автор книги «Узнай меня по телу: за что Марс любит Венеру?», полиандрия или многомужество является крайне редкой формой брака в современном обществе. Однако это явление существует и по сей день. В некоторых страна мира наличие у женщины нескольких мужей считается абсолютно обычной практикой.
Тибет
О существовании многомужества на Тибете упоминал в своей книге «Путешествия к Лобнору и на Тибет» еще известный исследователь Азии Николай Пржевальский. По словам Пржевальского, некоторые жительницы Тибета имели от 2 до 4 мужей и при этом охотно оказывали интимные услуги на стороне. Несмотря на подобные вольности, ссоры между участниками таких «гаремов» были редкостью. Как, впрочем, редкостью являлось на Тибете и многоженство. Последнее могли позволить себе лишь зажиточные тибетцы. Да и те чаще всего ограничивались только одной, максимум двумя супругами.
Если верить автору книги «Узнай меня по телу: за что Марс любит Венеру?» Константину Шадрину, полиандрия на Тибете существует и по сей день. По мнению Шадрина, причина сохранения подобной традиции заключается в стремление разрешить материальные трудности. Для того, чтобы не делить и без того крохотные участки земли между братьями, те, повзрослев, продолжают проживать вместе и заключают брак с одной женщиной, чаще всего более состоятельной, чем они сами.
Меланезия
Но еще большими привилегиями, чем жительницы Тибета, пользовались и пользуются до сих пор женщины, проживающие в так называемой Меланезии, то есть на островах в Тихом океане, принадлежащим нескольким государствам. О существовании многомужества в частности на Тробрианских островах, «приписанных» к Папуа — Новой Гвинее, пишет в своей книге «Почему вымирают русские: последний шанс» и Игорь Бестужев-Лада. Вот только меланезийская полиандрия связана, скорее, с верованиями и ритуалами, нежели с материальными трудностями.
Как утверждает автор книги «Женская власть» Залина Маршенкулова, в Меланезии довольно распространены ритуальные оргии, во время которых тробрианки выбирают для себя сексуальных партнеров. Причем, в случае отказа со стороны мужчины женщина угрожает откусить ему брови. Стоит отметить, что любовники и отцы детей жительниц островов – это, как правило, разные люди. Детей здесь всегда относят к материнскому роду, но заботятся о малышах дяди, то есть братья матери.
Южная Индия
Если верить автору издания «Семейные кризисы» Евгению Горбуле, сегодня многомужество встречается и некоторых племенах, населяющих Южную Индию. Так, в племени тоду существует так называемая фратернальная полиандрия (по брату). Любая женщина тоду вправе выбрать себе мужа, а если у того есть братья, они тоже автоматически становятся ее супругами. Но самое интересное, что, оказавшись в положении, официального отца будущего ребенка женщина также «назначает» сама примерно на 6-7 месяце беременности. По крайней мере, так утверждает Сергей Мазуркевич в своей книге «Красота порока, или Порок красоты?». По словам Мазуркевича, представительницы племени могут вообще ни с кем не вступать в брак до зачатия.
Как пишет Лидия Верб в своей книге «Под одним кровом», в странах, где практиковалось и практикуется многомужество, в жилище, где проживала семья, женщина, как правило, имела отдельную комнату. Мужья же посещали общую супругу, согласно установленному «графику». Примечательно, что Верб связывает развитие полиандрии с нехваткой женщин и, как ни странно, пренебрежительным отношением к девочкам и их высокой смертностью.