О том, что англичане – одна из самых «чайных», если не самая «чайная» нация в мире, известно всем. О традициях английского чаепития мы знаем по произведениям английской литературы от Диккенса до Агаты Кристи, и по множеству фильмов и телесериалов. Даже те, кто никогда не бывал в Англии, с легкостью назовут основные традиции английского чаепития. Это и знаменитый «five o’clock», и нерушимое правило наливать чай в молоко, а не наоборот, и требование держать чашку только за ручку, а не обхватывать ладонями, как кружку для кофе, и порядок вкушения сандвичей и других угощений к чаю: сначала соленое, потом с маслом, и только потом – сладкое.
Но существует одна тонкость, которая известна далеко не всем. Речь о крепости чая. Английская аристократия по традиции пьет чай на вкус многих не слишком крепкий. Зато английское простонародье очень уважает как раз крепкий, «заваристый» чаек. Сегодня эти традиции стираются, поскольку исчезает граница между аристократией и прочими слоями населения. Но на чаепитии у английской королевы и сегодня не найти очень крепкого чая. В чем же дело?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к истории английского чаепития.
Чай для аристократов
Чай появился в Англии в XVII веке. Представители Ост-Индской компании поднесли королю драгоценный, истинно королевский подарок – несколько фунтов китайского чая. Монарху напиток понравился, и августейшее семейство стало пить чай ежедневно. Вслед за королем привычку пить чай переняли и придворные. Но чай был очень дорог, его доставляли из Китая, корабли шли в обход Африки. Словом, стоимость напитка была баснословной. Неудивительно поэтому, что заварку использовали весьма экономно. В замечательной книге Джерома Джерома «Трое в лодке, не считая собаки» приводится «блиц-рецепт» настоящей английской заварки: «После чашки чая (две ложки чая на чашку, настаивать не больше трех минут) он (желудок) приказывает мозгу: «А ну-ка воспрянь и покажи, на что ты способен…».
Специалисты уверяют, что это количество заварки и это время настаивания действительно оптимальны для того, чтобы раскрыть все свойства напитка от нежного аромата до целебного воздействия входящих в чай микроэлементов.
Если брать чая больше и настаивать его дольше, то можно получить темно-коричневый горький настой, фактически, более напоминающий знаменитый «чифир», чем благородный напиток аристократии.
Словом, дорогой чай следовало экономить, а кроме того, он был хорош именно при таком способе заварки.
В рассказах Гренвила Вудхауза камердинер Дживс подает своему хозяину как раз такой чай: «Дживс бесшумно ставит на столик рядом с кроватью чашку чая, и я с наслаждением делаю первый глоток. Самое «то» – как и всегда. Не слишком горячий, не слишком сладкий, не чересчур слабый, но и не излишне крепкий, молока ровно столько, сколько требуется…»
Чай для простонародья
Долгое время чай был недоступен основной части населения Великобритании. Рабочие, небогатые клерки, крестьянство пили по-старинке эль, джин и портер. Про «five o’clock», а тем более, утренний чай в постели, они и не слыхивали. Ситуация к XIX столетию стала почти катастрофической: население империи спивалось. В условиях антисанитарии и острой нехватки чистой питьевой воды (в больших промышленных городах Англии в те времена с водопроводом были серьезные проблемы) людям ничего не оставалось, как утолять жажду алкоголем. Поэтому было принято решение «сверху» внедрять традиции чаепития в народ.
К тому же в производстве чая случился серьезный прорыв: плантации появились в Индии, а затем и на Цейлоне.
XIX век – это еще и эпоха знаменитых «чайных клиперов» и «чайных гонок». Клиперами назывались быстроходные парусные суда новейшего типа. Они проделывали путь от Китая, а затем и от Индии до портов Британии за 4 месяца вместо прежних полугода или даже 8 месяцев. Судно, первым доставившее груз чая в Англию, получало возможность продать тюки с ароматным содержимым по более высокой цене. За «чайными гонками» следила вся страна, самые азартные даже делали ставки, как на скачках. Эпоха клиперов завершилась открытием Суэцкого канала и появлением пароходов.
Все это – и открытие чайных плантаций в Индии, и более скорая доставка напитка в Англию, удешевило чай и сделало его доступным для широких масс населения.
Была и еще одна сторона: поскольку монополией на производство и доставку чая владела Ост-Индская кампания, расцвела контрабанда. Контрабандисты, чтобы удешевить напиток, использовали для купажей не только верхние, самые ценные листочки (как для дорогих сортов), но и грубые нижние, и даже подмешивали в сухую заварку опилки и сорную траву. Для того, чтобы такой напиток был хоть сколько-то похож на чай, нужно было брать заварки больше и настаивать его дольше.
Но даже и не контрабандные, а вполне правильные сорта чая стали доступны, довольно дешевы и простая публика не слишком себя ограничивала в количестве заварки. Вкус у чая был не таким утонченным, зато он хорошо тонизировал и давал силы. У Карамзина в его описании путешествия по Англии можно прочесть такие строки: «В Кантербури, главном городе Кентской провинции, пили мы чай, в первый раз по-английски, то есть, крепкой и густой, почти без сливок, и с маслом, намазанным на ломтики белого хлеба».