Кризис пост-юности — сравнительно новое явление в нашей стране. В советское время его не было в силу линейности и, по большому счёту, безальтернативности бытия основной массы населения. Лихие девяностые прошли под знаменем борьбы за выживание. Тогда было не до экзистенциальных кризисов. А вот с наступлением стабильности и относительно сытой жизни на сцену вышли психологические проблемы, от которых раньше страдала в основном западная молодёжь.
«Кризис пост-юности это духовный и интеллектуальный крах, наступающий после двадцати лет, часто вызванный неспособностью функционировать вне школы, вне четко заданных, упорядоченных отношений, вкупе с осознанием своего одиночества в мире,» — так метко определяет это явление популярный канадский писатель Дуглас Коупленд.
Психологи предпочитают термин «кризис четверти жизни». Он начинает проявляться примерно в 23 года, когда подросший и ещё полный радужных иллюзий выпускник вуза сталкивается с «реальным миром». Один из столпов западной психологии Эрик Хомбургер Эриксон видел в основе этого кризиса неспособность молодых людей и девушек построить близкие и доверительные отношения с окружающими. Но оказалось, что проблема гораздо шире.
Характерные симптомы кризиса четверти жизни — это чувство потерянности и страха перед выбором, непонимание, какие действия предпринять для перехода во взрослую жизнь. Главную роль тут играют безработица или низкоквалифицированная работа, а также выбор карьерного пути.
Вот типичный пример того, в каком случае начинается кризис пост-юности. Молодой человек или девушка учатся в вузе, но на каком-то этапе приходит осознание, что выбранная специальность не подходит. Причины разные: неудовлетворённость потенциальной зарплатой, смена интересов, проблемы в учёбе. У большинства озарение случается на старших курсах, когда бросать или переводиться уже поздно.
Параллельно учёбе, студенты подрабатывают на низкоквалифицированной работе, не имеющей отношения к их будущей специальности. По выпуску из вуза большинство обнаруживает, что их академические знания малопригодны на рынке труда. Практического опыта нет, понимания, чем бы хотелось заняться в жизни, тоже нет, а приобретённые социальные навыки поверхностны и непрочны. Кроме того, уже вовсю давит груз социальных стереотипов, когда стыдно просить помощи у родителей и нужно показать себя взрослым и самостоятельным. Культ успеха и богатства, педалируемый в потребительском обществе, подхлёстывает чувство вины и несостоятельности.
На первых порах низкоквалифицированный труд (официантом, таксистом, оператором) продолжает восприниматься как подработка, но постепенно становится основным видом заработка. И в этот момент молодой человек остро осознаёт, что не к этому стремился, что родители и учителя обещали ему совсем другую жизнь. Кризис пост-юности расцветает буйным цветом.
По мнению многих психологов, российская молодёжь страдает от этого явления чаще и острее, чем западная. Здесь дело не только в индивидуальной психологии и личностных качествах. Большую роль играют система образования, состояние рынка труда и общественные ожидания. Пожалуй, самый большой вклад в подготовку кризиса пост-юности вносит система образования.
В западных школах и вузах давно практикуется «проектный» подход в обучении. В этом случае ученик или команда решает поставленную задачу, разбивая её на компоненты и самостоятельно определяя методы и способы работы. Например, необходимо сделать сайт для приюта бездомных животных. Команда студентов решает, делать сайт самим по инструкции из интернета или обратиться к специалисту. Если обращаться к эксперту, то как его убедить? Загрузить на сайт стоковые фото или самим бегать по приютам и проводить съёмку? Когда работа ведётся по такому принципу, студент учится планированию, командной работе, учится брать на себя ответственность. Он уже понимает, как эти навыки пригодятся в будущем трудоустройстве.
Российская система образования до сих пор базируется на поступательной, линейной загрузке информации в учащегося. Объём и сложность возрастают, принцип же не меняется с начальной школы. Говоря простым языком, вплоть до последнего курса студенту указывают, что делать, а после выпуска вдруг перестают. Лишённый привилегий юности, человек ещё не обладает правами зрелости. Перед ним стоят сложные задачи, для решения которых у него нет инструментов. Затем он встречается лицом к лицу с рынком труда. Не секрет, что по специальности у нас работает ужасающе малое число выпускников. Отчасти потому, что в вузах дают устаревшие или практически не применимые знания, отчасти потому, что несколько лет подряд экономика находится в стагнации. Рынок труда сузился и обмельчал. Выпускнику приходится «крутиться», чтобы заработать на жизнь. Карьерная и творческая самореализация раз за разом откладывается по чисто бытовым причинам. При этом на молодого человека давит культурная инерция старшего поколения, которое по-прежнему воспринимает жизнь линейно, требует постоянной и «приличной» работы, раннего вступления в брак и т.д. Когда пришло время брать судьбу в свои руки, молодёжь, рождённая и выросшая в эпоху стабильности и больших надежд, оказалась растерянной и неудовлетворённой.
— Преодоление кризиса пост-юности — процесс сложный, передоверить третьим лицам его не удастся, хотя соблазн очень велик,- считает семейный психолог Ульяна Ильина. — По сути человек должен сам проделать работу по собственной социализации, которую не сумели выполнить традиционные институты образования и семья. Первым практическим шагом можно назвать профориентацию и выбор направления, в котором интересно развиваться и работать. Стоит учитывать не только интерес, но и перспективы карьерного и профессионального роста в отрасли. Возможно, это будет специализация на базе уже имеющегося образования. После определения направления можно приступать к обучению, исключительно практикоориентированому, чтобы с самого начала зарабатывать, пусть мало, зато в нужной сфере. Расчёт карьерной траектории даст чувство определённости, систематическая работа позволит завести новые социальные связи, взамен распавшегося студенческого братства. Результатом будет крепнущее чувство самостоятельности и растущая вера в свои силы.
Кристина
6 декабря, 2018Я как практикующий психолог, сделала для себя такой вывод… Что проблема эта лежит ещё корнями и в воспитании. Нынешние родители досконально говорят детям,что им делать:»Надень куртку,помой руки,возьми портфель, иди в школу,,. Домашние дела детям не доверяются от слова совсем. «Он не после посуду лучше чем я. Он будет долго возиться с уборкой комнаты,я сделаю это быстрее,,-говорят мамы на консультациях. Ребенок не ходит толком гулять, потому что «Там опасно,детей воруют,куда я его одного пущу?» .. И тут мы попадаем в ситуацию следующую: В саду говорят,что делать. В школе говорят что делать, Дома родители говорят что делать.В универе тоже говорят что тебе делать. Самостоятельные решения,которые оказались для ребенка ошибочными -жестко критикуются. Мамы начинают кричать:»Я же говорила!Зачем ты это сделал!!!Видишь,вышло как я и сказала!Маму надо было слушать и делать вот так,а не как тебе там взбрело!» .После ряда таких фраз ребенок превращается в зомби, которое все выполняет по указке. Более того,он воспитывается в тепличных условиях,и у его психики не вырабатывается барьер перед стрессами. Попадая в огромную взрослую жизнь, которая требует от него выдержки,устойчивости и самостоятельных решений — человек не знает что ему делать!»Где мама которая подскажет?Где учитель?Как же я сам?А вдруг я что сделаю не правильно?»-вот что одалевает уже взрослого человека. Ещё бонусом он вспоминает эти мамины:»Я же говорила!» …И все,финиш. Ребенок уходит твердыми,уверенными шагами в депрессию . Мелочные неудачи… Им кстати тоже воспринимаются,как конец света!Почему?Устойчивость не выработана,опыта жизненного нет!Вот и получается то,что получается.
DanielFrept
12 февраля, 2019Рассказывает звездный диетолог, кандидат медицинских наук, врач эстетической медицины Маргарита Королёва.
В возрасте 40-45 лет, а то и раньше, в организме снижается выработка веществ, которые расщепляют жиры. Эта проблема преследует как мужчин, так и женщин. Жиры накапливаются под кожей, в суставах, брюшной полости, бёдрах и внутренних органах. Это наносит вред организму и приводит к развитию опасных заболеваний.
Как убивает лишний вес
Первое место в России среди причин смерти, вызванных избыточным весом, занимают сердечно-сосудистые заболевания: артериальная гипертензия (повышенное кровяное давление), ишемическая болезнь сердца, инсульт и инфаркт. Они убивают 5 миллионов человек каждый год. На втором месте — диабет, который в 2016 году приобрел форму глобальной эпидемии. По данным ВОЗ, за последние 10 лет, смертность от диабета возросла на 52%.
[b]Анализ заболеваемости населения России показывает, что среди лиц, не доживших до 50 лет, 97% имели проблемы с лишним весом. [/b]
444
24 февраля, 2019Слушайте, — на Западе все то же самое! Во Франции 25% молодых людей безработные, в Испании — 45%, в Греции больше 60. О чем вы говорите! Капитализм везде одинаков, что в России, что на Западе.
GeorgeWiz
25 февраля, 2019Природа обделила женщин физической силой, но взамен подарила развитую интуицию. Именно она позволяет даже совсем маленьким девочкам без особого труда выбирать тех мальчиков, которым они симпатичны. Ведь даже в детском саду девчонки безошибочно выделяют своего преданного поклонника. При непосредственном контакте определить первое зарождающееся чувство достаточно просто, гораздо сложнее понять, нравишься ли ты парню, если вы пока не общаетесь или знакомы заочно, допустим, по переписке в сети. Сегодня мы рассмотрим и эти варианты.
Понять, что ты нравишься застенчивому парню сложнее всего. Обычные приёмы тут не работают. Не пытайся спрашивать его напрямую, застенчивый молодой человек обязательно будет всё отрицать. Даже близкие друзья обычно не знают о его чувствах, ведь стеснительные молодые люди не обсуждают свои чувства даже с самыми близкими друзьями. Это его большая тайна, которой он не намерен ни с кем делиться. Так что его друзья тебе не помощники и действовать придётся самой.
Юрий
9 июля, 2019Это ситуация, когда люди государству не нужны и каждый варится в собственном соку. Расточительное и нерациональное распоряжение людскими ресурсами. У нас безработица и в то же время нехватка кадров. Нет плана развития страны , а значит не апределено какие производства строить, какие ресурсы под них разведывать и добывать, какие кадры готовить под поставленные цели , в каких количествах и для каких территорий, а для этого- какие вузы нужны и с какой программой подготовки для дальнейшего распределения кадров и их профессионального дальнейшего сопровождения. А сейчас бардак- нужна только прибыль, а не затраты на человека. Раньше завод имел свою больницу (поликлинику или медпункт), санаторий (дом отдыха, базу отдыха), детские сады, ПТУ, столовые, жилой фонд, культурные структуры (клубы…) для работников. Труд и человек труда должны быть на первом месте и все образуется. Некогда будет копаться в интеллигентских душевных мучениях.