Более 150 лет назад француз, химик и изобретатель Луи Жак Дагер сделал первый в мире дагерротипический снимок, используя ртуть и несколько посеребренных пластин. Так появилась фотография, а вместе с ней – головная боль всех женщин – не фотогеничность. «Отцом» этого термина также стал Луи Жак Дагер.
Мастер фотографии Стивен Иствуд сделал серию портретов одной и той же модели, не меняя свет, с помощью одного и того же фотоаппарата, но с разными линзами. Таким образом он решил доказать, что фотогеничности вообще не существует, а есть неумелые фотографы. По его мнению, разница между плохой и хорошей фотографией зависит от объектива камеры. А умение хорошо получаться на фото – это совокупность факторов, в числе которых и умение держаться, и уверенность, и постановка света…
Но сколько бы нам ни внушали, что фотогеничность надумана, каждый из нас знает хотя бы одного человека, который в любое время суток, в каком угодно месте при любом освещении на фото всегда выходит неотразимо. Причем часто в жизни такого человека не назовешь ослепительно красивым, нередко даже наоборот – кажется ничего примечательного в нем нет, а на фото – просто модель.
Майк Коппола фотографирует знаменитостей. Он, что называется, с закрытыми глазами определяет, какие позы выглядят лучше всего на фото. Но даже среди его моделей есть те, кто прекрасен практически всегда. Для этого фотографу даже не требуется прикладывать особых усилий. У профессионалов есть своеобразный тестер. Из десяти фотографий фотогеничный человек будет великолепно выглядеть на семи-восьми, а нефотогеничный – только на одной.
Каждый фотограф знает, что такое фотогеничное лицо – это прежде всего резкие выразительные черты: хорошо очерченные скулы, выразительные глаза и губы. На такое лицо хорошо падает свет и удачно ложится градиентом. Причем тип внешности – брюнетки или блондинки – здесь никакой роли не играет. Немаловажное значение имеет цвет и состояние кожи, но их всегда можно подправить в графических редакторах.
Большинству, увы, так не везет. И слегка намечающийся второй подбородок на фотографии почему-то бросается в глаза, и круглое лицо выглядит, как раздутый шар, и ноздри выпирают так, что, кажется, фотограф только их и хотел заснять. Именно таких «фотомастеров» Стивен Иствуд называет криворукими. Профессионал, по его мнению, только объективом может из любого человека на фото сделать как красавца, так и урода.
Преподаватель Академии фотографии и амбассадор компании Sony в России Сергей Гаврилов одной из важнейших составляющих хорошего снимка считает правильно поставленный свет. Причем, по мнению Сергея, регулировать его может не только фотограф, но и модель. Если фотограф, желая подсветить лицо, пользуется жестким боковым цветом, он лишь подчеркнет объем и структуру лица, высветив морщины, рельеф и все дефекты кожи. Другая крайность – рассеянное верхнее освещение при пасмурном небосклоне. Нос и скулы будут ярко выражены, а глаза останутся в тени, при этом под ними «нарисуются» темные круги. В таком случае, по мнению профессионального фотографа, никакая фотогеничность не спасет.
Настоящий фотохудожник всегда использует не только свет, но и цвет с максимальной пользой для объекта. Американский фотограф и фотожурналист Стив Маккарри пользуется этим мастерски. Его самая знаменитая работа «Афганская девушка» была опубликована на обложке журнала National Geographic. С помощью цвета фотохудожник подчеркивает основной предмет, то есть, человека, если речь идет о портрете. Он привлекает к лицу внимание, делает его уникальным. И тогда о фотогеничности или ее отсутствии никому и в голову не придет думать.
Анри Картье-Брессон был известнейшим французским фотографом. Он прославился тем, что на своих снимках с точностью передавал настроение людей, их эмоции, чувства. Поэтому его снимки называют живыми. Каждый из нас в обыденной жизни находится в расслабленном состоянии: мы же не следим каждую минуту, где у нас руки, как повернута голова и прочее. Но стоит человеку попасть в объектив фотокамеры, как он становится скованным, зажатым, с каменным лицом и пустым взглядом. Это и есть та «модель», которая способна испортить работу самого хорошего мастера. Быть самой собой, быть естественной, непринужденной – это уже половина успеха для хорошего снимка. Анри Картье-Брессон умел «поймать» момент такой расслабленности, чтобы показать человека в его естественной обстановке.
Теперь непосредственно о фотографии. Каждый художник, и фотохудожник в том числе, знает, что лицо человека несимметрично. Вследствие этого достаточно чуть не так направить объектив, и эта несимметричность бросается в глаза. Художники в прошлом неплохо знали это свойство лица человека, поэтому на портретах у них лица всегда симметричны, и человек имеет практических идеальный образ. Но фотоаппарат фиксирует то, что есть, и только от мастерства фотографа зависит, будут ли ваши недостатки бросаться в глаза или растворяться в «высвеченнных» достоинствах.
Таким мастером является известнейший фотограф Дэвид Бейли. Он считается одним из пионеров современной фотографии. Его самые знаменитые фотопортреты – близнецы Крэй, Кейт Мосс, Роллинг Стоунз. Создавая портреты, Бейли использует простые композиции и настройки, однако на его фотографиях всегда в глаза бросаются все самые выигрышные черты объекта и будто не существует недостатков.
Другой известный американский фотограф Майкл Брандт «берет объект измором» с целью приведения его в расслабленное состояние. Для этого он делает огромное количество снимков до тех пор, пока фотомодель не потеряет бдительность и не начнет чувствовать себя в естественной среде. «Вот тогда, – говорит Майкл Брандт, – происходит волшебство».