История возникновения этого социокультурного явления, по данным ученых, изучающих японскую культуру, насчитывает более четырех веков. Как писала в своей книге «Geisha» американский ученый-антрополог и японист Лайза Дэлби, первыми гейшами были мужчины, актеры театра Кабуки, появившегося в Японии в XVII веке.
Правильно говорить «гэйся»
Советский и российский публицист Николай Непомнящий в своей книге «100 великих тайн Востока» пишет, что «гэйся» – наиболее точное название этих мужчин и женщин: в японском языке отсутствует буква «ш». Непомнящий подтверждает: представители данной профессии, появившейся в Японии в XVII веке, имели принципиальные отличия от юдзе (проституток, которых еще называют дзеро) – главная задача для гейши состояла в том, чтобы поддерживать с клиентом (как правило, состоятельным) интеллектуальную беседу об искусстве. Само слова «гэйся» на японском языке состоят из двух иероглифов, обозначающих термины «искусно» и «изящно».
Первые гейши, актеры театра Кабуки, представляли на сцене драматические произведения, исполняя как мужские, так и женские роли в так называемых «веселых кварталах» японских городов, где располагались публичные дома с юдзе. Как пишет публицист, старший научный сотрудник Тринити-колледжа Университета Торонто Элизабет Эбботт в книге «История куртизанок», к началу XIX века большинство гейш уже были женщинами, но единичные примеры гейш-мужчин встречаются в Японии и сегодня.
Гейше вменялось в обязанность не только умение общаться с клиентом на темы искусства. Представитель (представительница) этого социального сословия умел (а) играть на музыкальных инструментах, петь, рассказывать анекдоты, рисовать.
Зависимость с детства
Старейшее японское издание на английском языке The Japan Times опубликовало интервью с Тикако Пари, которую называют «последней гейшей» Японии. Тикако Пари в 12 лет в киотскую школу для подготовки гейш продал отец, чтобы расплатиться с долгами. Гейша рассказывала, что учениц сэнсэи (учителя) постоянно били, если те брали неверные аккорды на трехструнном сямисэне или сбивались в танце. Кроме того, уроки в доме гейш, одежда и другие атрибуты стоили больших денег, Пари постоянно занимала крупные суммы у хозяйки заведения. Полностью расплатиться ей удалось лишь спустя 25 лет. Элизабет Эбботт в своей книге подтверждает: девочки из бедных семей, отданные в дома гейш, как правило, очень долгое время оставались должницами перед хозяевами этих школ.
Тикако Пари утверждает, что право на уже состоявшуюся после длительной учебы представительницу этой профессии имеет лишь богатый мужчина – если у клиента нет достаточных средств и он не умеет достойно ухаживать, о близких отношениях не может быть и речи – в противном случае подобное поведение считается недостойным настоящей гейши, она теряет свой авторитет. Гейшам платили втрое больше, чем о-дзеро-сан, потому что, по словам Тикако Пари, они, в отличие от проституток, представляли собой роскошь для верха элиты. Гейши имели право назначать стоимость своих услуг и выбирать клиентуру. Вежливый и элегантный собеседник, в обществе которого проводила время гейша, как правило, обладал солидным состоянием. Подобную утонченность богатых клиентов, подтверждает публицист Николай Непомнящий, в японской культуре именуют ики – это эстетический идеал Японии, формировавшийся с начала XVII века.
Гейши и их покровители
Ученые и авторы книг Лайза Дэлби (она сама, готовя диссертацию о гейшах, некоторое время работала в Японии в этой профессии) и Элизабет Эбботт, пишут, что при благоприятном стечении обстоятельств дорогостоящие расходы гейши покрывает ее поклонник – данна-сан, появление которого должна еще одобрить хозяйка учебного заведения. Она наводит справки о потенциальном покровителе, и, если тот является финансово несостоятельным, отказывает ему в возможности проявлять знаки внимания к гейше.
По существующим правилам, гейша не вправе выходить замуж, иначе потеряет свой статус. При наличии данна-сана она находится в полной финансовой зависимости от него, тогда как покровитель не обременен перед гейшей обязательством содержать представительницу данной профессии постоянно. Как пишет Элизабет Эбботт, данна-сан волен менять гейш по своему усмотрению. Вместе с тем, случаи, когда гейши беременеют от поклонников или же создают с ними семьи, нередки.
Японские традиции предписывают сохранять в тайне отношения гейш и их данна-сан. Однако в 1989 году из-за обнародования СМИ Японии информации о сожительстве премьер-министра Сосуке Уно с несколькими гейшами чиновнику пришлось уйти в отставку. Одна из любовниц обратилась к репортерам и сообщила им, что Сосуке Уно «обращался с ней как с товаром, покупая тело за 300 тысяч иен в месяц». Инцидент рассматривался на уровне парламента и премьер вынужден был покинуть свой пост. Это был первый случай в Японии, когда детали взаимоотношений высокопоставленных чиновников и гейш получили столь широкую огласку и имели большой общественный резонанс.