Образ мужественного и отважного гладиатора, растиражированный множеством фильмов и книг, в массовом сознании связан с борьбой человека за свободу. Попавший в плен гордый воин в одночасье становится рабом, вынужденным проливать кровь таких же бедолаг ради развлечения богатых и развращенных римлян. Однако реальная жизнь часто оказывается далека от стереотипного образа, навеянного фантазией режиссеров и писателей.
Поминальные жертвоприношения
Доктор исторических наук, известный специалист по античной эпохе Мария Сергеенко в своей книге «Жизнь древнего Рима» (Санкт-Петербург, 2000 год издания) отметила, что для своего времени гладиаторские бои были прогрессивным явлением, даже своеобразным проявлением гуманизма.
Обычай устраивать поединки на поминках вождей, как считается, изначально возник у этрусков, а затем его переняли римляне. Сначала это были лишь кровавые языческие жертвоприношения богам в знак скорби о покойном. Военнопленных или рабов просто убивали во время тризны. Затем несчастным предоставили возможность остаться в живых, если они сумеют доказать свою храбрость во время поединка. Это был существенный шаг вперед, ведь за представителями других племен признали право на проявление воинской доблести.
В массовое развлечение по праздникам гладиаторские бои превратились лишь в эпоху расцвета Римской империи. Например, в 264 году до нашей эры на поминках по политическому деятелю Бруту Пере, устроенных его сыновьями, бились лишь шесть гладиаторов. А во время четырехмесячного празднования победы над даками, случившейся в 107 году, на арену по приказу императора Траяна вышли около 10 тысяч бойцов.
Богатые люди
Хотя чаще всего гладиаторами становились рабы или военнопленные, среди них было немало и свободных граждан, выбравших такое опасное ремесло по собственной воле. В книге доктора исторических наук Владимира Горончаровского «Арена и кровь. Римские гладиаторы между жизнью и смертью» (Санкт-Петербург, 2009 год издания) говорится, что в эпоху расцвета империи примерно одна пятая часть всех учеников гладиаторских школ были людьми свободными.
Главная причина, по которой некоторые бывшие легионеры, искатели приключений и темные личности, а также измученные кредиторами бедняки стремились сражаться на арене, была предельно простой – деньги.
Как указал в своей книге В.А. Горончаровский, стандартная плата новичка – выпускника гладиаторской школы – за первый бой составляла 2 тысячи сестерциев. Если парень хорошо проявил себя, то контракт с ним продлевался, а гонорар сразу увеличивался в 6 раз.
Историки выяснили, сколько стоил сестерций, сопоставив цены на основные продукты питания в древнем Риме и современной Италии. Оказалось, что одна такая серебряная монета была приблизительно эквивалентна двум евро.
То есть, просто выжив после первого боя, обычный парень мог получить около 4 тысяч евро, а в дальнейшем сумма его гонорара увеличивалась до 24 тысяч евро за каждый поединок. И это только стандартные условия, доходы известных и популярных гладиаторов были сопоставимы с зарплатами современных звезд спорта. Прямо на арене их осыпали золотыми монетами. К тому же, многочисленные поклонники и поклонницы тоже не скупились на подарки.
Знаменитости
Впрочем, многие люди становились гладиаторами не ради денег, их больше привлекала слава. Об этом написала известный итальянский историк Анджела Альберто (Angela Alberto) в своей книге «Один день в древнем Риме. Повседневная жизнь, тайны и курьезы», которая была издана на русском языке в 2010 году.
Вот как автор изобразила появление бойцов на арене Колизея: «Гладиаторы останавливаются, толпа ликует, а они в знак благодарности машут руками. Затем бойцы начинают разминку, делая выпады и демонстрируя мастерство молниеносных ударов. На каждое их движение публика отзывается воодушевленными возгласами. В наше время только знаменитые футболисты или прославленные поп-звезды и актеры в состоянии вызвать такую бурю эмоций».
Люди обсуждали поединки популярных гладиаторов, у них учились фехтованию юноши из влиятельных семей, им благоволили императоры. Художники и скульпторы увековечивали легендарных победителей, украшая их изображениями дворцы и храмы. Для многих римлян такая слава была дороже денег.
Любимцы дам
Деньги и популярность привлекают внимание девушек и женщин. И это еще одна причина, почему некоторые молодые люди поступали на обучение в школы, готовящие профессиональных бойцов.
«Однако вопреки голливудским клише, они не полностью лишены свободы. Из античных текстов и археологических находок нам известно о многих гладиаторах, имевших жен и детей или спутниц, разделявших радости и горести этого ремесла (зачастую именно они оставляют эпитафии на надгробных плитах)», – написала Анджела Альберто.
Многие дамы из высших слоев общества заводили романы с популярными бойцами, дарили им ювелирные изделия и другие дорогие вещи, а иногда и просто платили деньги за ночи любви. Порой в результате таких отношений вспыхивали нешуточные страсти, и жены римских сенаторов бросали своих мужей ради гладиаторов.
Впрочем, влиятельные матроны чаще просто пользовались секс-услугами бойцов, для которых это был неплохой дополнительный заработок.
Французский писатель, доктор медицины Эдмонд Дюпуи (Edmond Dupouy) в своей книге «Проституция в древности», которая впервые была издана на русском языке в 1907 году, сурово обличил распутство римских аристократок. Он написал: «Единственной целью их жизни были удовольствия, празднества, цирковые игры, еда и разврат. Столь любимые ими commessationes (пиршества) продолжались с вечера до зари и были настоящими оргиями, находившимися под покровительством Приапа, Комуса, Изиды, Венеры, Волюпий и Любенции и кончавшимися пьянством и развратом до полного изнеможения. День же они посвящали сну и бесстыдным забавам в общественных банях».
Автор также отметил, что мужская проституция в древнем Риме была распространена не меньше, чем женская.
Бодрые толстяки
Еще один распространенный миф о гладиаторах развенчал автор книги «Великие заблуждения человечества. 100 непреложных истин, в которые верили все» (Москва, 2011 год издания) Сергей Мазуркевич. Он отметил, что большинство бойцов отнюдь не являлись мускулистыми и высокими красавцами.
«Об этом свидетельствуют результаты исследований австрийских ученых из университета Вены. Они исследовали останки более 70 гладиаторов, захороненных на древнеримском кладбище на месте города Эфес, который был тогда столицей Малой Азии. Как установили ученые, гладиаторы не были похожи на современных качков. Как правило, они были страдающими от избытка веса вегетарианцами, питавшимися ячменной кашей и бобами», – сообщил своим читателям С.А. Мазуркевич.
Как полагают австрийские ученые, на которых сослался автор вышеупомянутой книги, подкожный слой жира служил бойцам дополнительной защитой от уколов холодным оружием, окружая своеобразной броней жизненно важные органы.
Насмерть почти не бились
Римская толпа требовала кровавого зрелища, но профессиональные и опытные бойцы умело избегали даже серьезных травм, специально подставляясь под неопасные удары. В ходе зрелищного представления публику часто обманывали, театрально разыгрывая ожесточенные схватки.
Автор книги «Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций» (Москва, 2011 год издания) Татьяна Мансурова написала: «Исследование найденных останков гладиаторов показало, что многие из них пережили более 100 поединков, причем бои проводились при участии рефери. Вообще сражения между гладиаторами крайне редко заканчивались смертельным исходом – принципиальна была победа, а не уничтожение противника. Древним распорядителям гладиаторских боев меньше всего хотелось «текучки кадров», связанной с постоянными затратами денег на покупку новых бойцов».
После завершения карьеры многие гладиаторы получали престижную работу тренеров или инструкторов по разным видам единоборств, а также личных телохранителей влиятельных персон.
Гладиаторы-женщины
Организаторам боев приходилось все время придумывать что-то новенькое ради привлечения внимания публики. Когда римлянам приелись даже схватки людей с экзотическими животными, пришла очередь женских поединков.
В.А. Горончаровский упомянул в своей книге, что в 63 году лично император Нерон своим указом разрешил свободным римлянкам участвовать в гладиаторских боях. И от желающих не было отбоя. Даже девушки из знатных семейств выходили на арену, чтобы биться между собой ради славы и внимания мужчин.
«Когда и это приелось, по велению императора зрителям показали сражающихся женщин-эфиопок. Подтверждением реального существования гладиатрис служит хранящийся в Британском музее рельеф из Малой Азии, где представлены в вооружении мирмиллонов [вид гладиаторов, выступающих с короткими мечами и прямоугольными щитами] две сражающиеся женщины – Амазонка и Ахиллия», – говорится в книге «Арена и кровь. Римские гладиаторы между жизнью и смертью».
Правда, впоследствии власти империи приложили немало усилий, чтобы женские поединки перестали проводиться.
Наталья
5 ноября, 2019Спасибо автору за статуью, очень интересные подробности.
Единственное дополнение — Анжела Альберто — не женщина, а мужчина.
Альбе́рто А́нджела (итал. Alberto Angela) (род. 8 апреля 1962, Париж) — итальянский палеонтолог, натуралист, популяризатор науки, писатель, телеведущий.
Я живу несколько лет в Риме. Очень люблю смотреть познавательные программы Ulisse на Rai 1, созданные Альберто Анжела. Как раз на днях была программа, посвященная гладиаторским боям в Древнем Риме. .