Бразилия – это не только футбол, это еще и капоэйра: боевое искусство, сочетающее в себе танец, акробатику, игру и стремление к свободе.
Волшебное слово «капоэйра»
В любом уголке мира можно встретить людей, которые под сопровождение странных на вид инструментов собираются в круг (роду) и начинают свою игру (жогу). Два игрока выходят в центр, и под ритмы музыки заводят боевой танец, сочетающий удары, перемещения, акробатику, демонстрируя себе и другим ловкость своего тела. Все это называется «капоэйра».
Для кого-то это вид боевого искусства, для кого-то просто фитнес и приятное времяпрепровождение, а для кого-то волшебное слово… К примеру, в Израиле очень суровые пограничники. На паспортном контроле таможенники тщательно досматривали всех пассажиров. «Какова цель визита?» — спросили меня, отведя в сторону. «Мы приехали на фестиваль по капоэйре…», — ответил я робко. «О, капоэйра, это замечательно! Приятного путешествия!», — глаза сразу стали добрыми и приветливыми. Вот вам и «капоэйра».
Из истории
Существует множество мнений, гипотез и догадок, порой даже самых противоречивых, касающихся истории возникновения и развития капоэйры как боевого искусства. Первые достоверные сведения о ней относятся к началу XVII века. Именно с этого времени в письменных источниках появляются первые упоминания о капоэйре.
В 1500 году во время Великих географических открытий португальцы прибыли в Бразилию в поисках золота и дешевой рабочей силы. Но с местными дикарями они просчитались – рабы из них были никудышные, они либо умирали в плену, либо сбегали, но работали плохо. Пришлось наладить импорт рабочей силы из Африки. По некоторым данным, за всю историю в Бразилию было продано более 4 миллионов рабов из разных племен, стран и городов.
Невольники с Южного континента вели себя как нормальные люди: при каждом удобном случае сбегали от своих хозяев, прятались в джунглях, организовывали сопротивление. В их свободных поселениях «киломбуш» зародилось новое боевое искусство — капойэра — как оптимальный способ противостояния колонистам.
Именно тогда появились первые легенды о героях-капоэйристах, способных превращаться в животных, отражать удары и уходить от пуль португальцев. Одним из самых знаменитых был легендарный Зумби дос Палмарес — символ сопротивления и свободы для тех, кто воевал за отмену рабства в Бразилии. Зумби организовал множество набегов на португальские колонии, которые закончились полным фиаско для войск. Те, кто выжил после столкновения с беглыми рабами, рассказывали об их страшном боевом искусстве, в котором рабы привязывали к ногам ножи и махали ими так, что ничего нельзя было им противопоставить.
В XIX веке капоэйра ушла в подполье вместе с остальными проявлениями африканской культуры, которые были запрещены властью. Тех, кто практиковал капоэйру, грозились посадить в тюрьму на срок от 2 до 6 месяцев, для тех, кто её преподавал, наказание удваивалось.
Говорят, именно в то время капоэйра превратилась в танец. Для отвода глаз. Когда приближалась полиция, музыканты меняли ритм, и поединок капоэйристов мгновенно превращался в танец.
Направления и стили
Капоэйра Ангола — игра стратегов и хитрецов. Она подобна партии в шахматы, где один партнер создает ситуацию, из которой другой должен найти выход или ответить контратакой. Это медленная по ритму игра, где каждый может нанести очень быстрый неожиданный удар. Основоположником направления был мастер Местре Паштинья. Опыт и идеологию своего варианта капоэйры он передал в своей книге «Капоэйра Ангола». Его путь продолжили многочисленные последователи: «Мои ученики продолжают мое дело. Их глаза теперь мои глаза. Они знают, что должны продолжать. Знают, что капоэйра нужна, чтобы защищать человека. Что атаковать это не главное, главное — ждать. Хороший капоэйрист будет молить о пощаде у ног напавшего на него человека. Но при этом его глаза открыты, а его дух не спит».
Капоэйра Режионал – игра силы и скорости. Этот стиль разработал местре Бимба в начале XX века. В нем приоритетны быстрые удары, высокая скорость, подсечки и броски. Основатель желал сделать капоэйру более эффективной, чтобы его последователи могли применить свои умения в поединках с представителями разных боевых искусств. Он первым ввёл градацию учеников (по цвету платков на шее) и церемонии вручения поясов: «батизада» — посвящение и «форматура» — выпуск учеников.
Местре Бимба был выдающимся бойцом. Его прозвище было «три удара», потому что их ему было, чтобы сразить любого противника. Он готовил своих учеников к победе в любом бою. Бимба сознательно и под строгим контролем привносил агрессию в образовательный процесс своих учеников. Он считал, что лучше проявить свои силы в стенах академии, чем на улице.
Капоэйра муджиньо — игра ловкости и взаимодействия. Этот стиль разработал Местре Суассуна. Он заметил, что капоэйристы стали забывать традиции, партнеры играли слишком далеко друг от друга. У Суассуны ушло более 16 лет на создание техники и упражнений, в которых соединяется техника и экспрессия Анголы (близкой игры) и скорость и динамика Режионала. В муджиньо, игроки на близком расстоянии друг от друга в маленьком кругу показывают свою динамичную игру. Удары при этом не наносятся в контакт.
Капоэйра контемпоранья – современная капоэйра, которая сочетает в себе традиции анголы и режионала и акробатики.
Игра в кругу (рода)
Всё, что современные капоэйристы изучают на тренировках, делается для того, чтобы применить это в роде. Капоэйристы образуют собой круг. В центре встает батарея из студентов или мастеров, играющих на музыкальных инструментах. После того, как два игрока услышат звук беримбао, они жмут руки и начинают играть. Далее третий игрок выкупает одного из играющих, и игра начинается снова. В кругу капоэйристы обязательно делают джингу — базовый шаг, удары, броски, перемещения, подсечки и акробатику.
Музыка
Это неотъемлемая часть капоэйры. Она способна задать ритм, сделать игру осмысленной. Мастера с помощью песен и музыки рассказывают какую-либо поучительную историю, отмечают необычную игру или интересный момент во время роды. В игре обязательно должны присутствовать беримбао (однострунный музыкальный инструмент, состоящий из деревянного лука, металлической струны и тыквы, которая служит усилителем звука), пандейру (бубен), атабаке (большой барабан), агого (колокольчик), реку-реку (полая палка с параллельными вырезами, звук извлекается с помощью трения тонкой палки вдоль пазов для получения трещотки).
Танец
Некоторые современные мастера капоэйры отводят танцу на своих занятиях особое внимание. Они считают, что это необходимое условие для ритмичного и слаженного взаимодействия двух капоэйристов. Движения не должны быть отрезаны друг от друга, а плавно вытекают одно из другого. Для этого современные капоэйристы факультативно посещают классы самбы, афро, макулеле, форро и многие другие.
Акробатика
Простую акробатику после полугода-года тренировок сможет выполнить любой новичок — колесо, мостик, стойки на руках. А вот сально и другие трюки необходимо осваивать отдельно. Это необязательная, но очень интересная часть тренировок. Она используется в показательных выступлениях.
Пояса
Посвящение (батизадо) проводится для тех, кто занимался регулярно более полугода и имеет представление об основных ударах и уходах. Мастер проводит «боевое крещение» и дает первый пояс. В дальнейшем каждый год ученики получают новые пояса, изучают новые движения, участвуют в семинарах. После прохождения инструкторского курса, некоторые начинают преподавать.
Пояс — не основная цель капоэйриста, можно даже сказать, что он даётся авансом, чтобы у ученика была мотивация расти. Правда, это не касается старших поясов. Они выдаются уже за определённые заслуги перед школой – участие в шоу- программах, регулярные поездки, преподавательскую деятельность, в общем, за активную жизнь в рамках школы.
Капоэйра не может устареть или наскучить. Она слишком многогранна. Новые песни, новые ритмы, новые встречи. Главное — найти свой баланс между спонтанностью и предсказуемостью, тренировками и тусовками, гибкостью и силой. Основное требование — желание развиваться. Капоэйра никогда никого не ограничивает. Ведь ее главная цель и идея – стремление к свободе.