Загадочная каста «польских воров» занимала значительное место в жизни советских заключенных. Их ненавидели и презирали. И дело тут совсем не в национальной принадлежности.
Упоминание о польских ворах встречается в книге «Тюремная энциклопедия». Ее автор — известный украинский журналист, редактор издания «Криминал-Экспресс» (Донецк) Александр Кучинский. Ввиду специфики своей профессии он много времени посвятил изучению внутреннего мироустройства отечественных зон, написал об этом 12 книг.
В 1998 году была издана его «Тюремная энциклопедия», в которой и идет речь о тех самых «польских ворах». Автор книги упоминает это название в связке с определением такой тюремной касты, как «суки». Кучинский закономерно отождествляет сук и польских воров. У этих понятий, действительно, много общего.
Корни явления
Все началось еще на рубеже 18—19 веков, когда часть Польши входила в состав России. Этот факт имел не только серьезные политические последствия. Он сказался на всей жизни русского общества, в том числе и на его криминальной прослойке. Воровской элемент польской и русской территорий тесно контактировал, обмениваясь своими обычаями и правилами.
В силу исторически сложившегося убеждения поляки считали себя выше по происхождению, «благороднее» россиян, украинцев и других восточноевропейских славян. В Речи Посполитой веками насаждалась идея превосходства польской знати над простым народом и жителями соседних держав.
Шляхта пребывала в уверенности, что происходит от сарматов и других воинственных племен древности. На русских поляки смотрели с презрением. Интересно, что этот национальный «гонор» был присущ даже преступникам. Воры, мошенники и убийцы польского происхождения, оказавшись в российских тюрьмах, не признавали местных правил и всегда действовали так, как им было выгодно.
В более поздние времена идейные последователи этой категории заключенных продолжали игнорировать «воровские понятия» и главное из них — не сотрудничать с представителями власти. Они легко «закладывали» русских подельников и «стучали» начальству тюрьмы на сокамерников, чтобы получить послабление условий содержания.
«Польские воры» в советскую эпоху
Со временем аспект национальной принадлежности этой категории зэков потерял первостепенное значение. На передний план выступили их «моральные» характеристики. Термин «польский вор» стал применяться ко всем зэкам, которые не соблюдали неписанные воровские нормы поведения.
В «Универсальном толковом словаре» И. Мостицкого приведено несколько значений этого словосочетания. Согласно ему, «польскими ворами» называли преступников, которые: а) не входили ни в какие группировки, действовали сами по себе; б) не соблюдали «воровских понятий»; в) враждовали с «правильными» ворами (зачастую с одобрения руководства лагеря).
Вот поэтому Кучинский в своей «Тюремной энциклопедии» и ставит польских воров и сук на одну ступеньку. По тюремным представлениям, и то, и другое — стукачи, одного поля ягоды. Термин «польские воры» просто употребляется реже из-за своей экзотичности. Однако именно с поведением этих заключенных тюремные легенды связывают общее «падение нравов» русских зэков, произошедшее в «лихие девяностые»