Выносливость и сила – вот два основополагающих свойства взрослого чукотского мужчины. Они необходимы для выживания в тундре, ведь чукче во время длительных кочевок приходилось весь день бежать рядом с оленьей упряжкой или, возвращаясь с охоты, много часов нести до стойбища тяжелую добычу – залог выживания семьи.
Выносливость развивали сызмальства
Воспитание было поистине спартанским – новорожденного ребенка с дефектами убивали сразу, рассудив, что все равно «не жилец». Если умирала женщина, оставляя детей, которые не могли питаться самостоятельно – их тоже убивали, оставляя только абсолютно здоровых мальчиков и девочек. Чукчи, как язычники, не видели в этом ничего предосудительного – их дети отправлялись в страну предков на небо, где должны были в свое время встретиться с родителями.
Воспитывать выносливость в мальчиках начинали с пяти лет. Никаких поблажек не делалось, особенности психики или здоровья в расчет не принимались. Целью жизни чукчи не было дожить до старости, основной целью было выжить здесь и сейчас.
Поэтому мальчики с ранних лет начинали осваивать снегоступы и помогали отцу и другим мужчинам стойбища управляться с оленьим стадом.
Ребенок вставал рано, а ложиться спасть ему не дозволялось. Он учился спасть стоя, прислонившись к тяжелому пологу яранги.
Дважды в день мальчик уходил в тундру тренироваться: он носил тяжести, стрелял из лука, метал копье. Кочевой чукча с детства учился арканить оленей, а оседлый – осваивал искусство владения пращой.
Догнать оленя
Много внимания уделялось бегу (причем для развития дополнительной выносливости и силы береговые чукчи нагружали мальчика камнями), и прыжкам, которые могли на льду моря спасти ему жизнь.
Историк Александр Константинович Нефедкин в своей книге «Военное дело чукчей» приводит сказание, которое в точности подтверждает способ тренировки юных чукотских воинов: «Он целый день бегал по тундре, носил тяжести, приходил домой поздно ночью и спал стоя — опершись о полог». А старики считали, что главное у «чаучу» – это ноги, и указывали, что чукча должен быть выносливее оленя и уметь пробежать больше его, только в этом случае он сумеет сохранить стадо, сумеет уйти от врагов и разыскать для своей семьи лучшие места для кочевья.
Если молодой мужчина мог догнать дикого оленя, то это считалось настоящим мастерством. Бегали чукчи по-особенному – закинув две руки на посох, лежащий на плечах – это позволяло увеличивать длину шага.
Даже в XX веке на каждом стойбище у береговых чукч была своя спортивная площадка: круг с тремя дорожками. По внутреннем кругу бегали дети, по среднему – взрослые, а по краю – молодые чукчи. Почти каждый вечер чукчи устраивали соревнования, кто дольше пробежит, и бегали по площадке по много часов подряд.
Устраивали и состязания в беге с препятствиями; тренировались даже тогда, когда пасли оленей, бегая и делая упражнения возле стада.
Бежать и драться с полной выкладкой
Особый вид тренировок составляло ношение воинских доспехов. Это были латы наподобие японских, которые покрывали воина с головы до пят, защищая его от копий и стрел. Доспехи были тяжелыми и крайне неудобными, поэтому носить их и еще при этом двигаться – бегать, прыгать, нападать, стрелять их лука – считалось настоящим искусством, которым должен был владеть каждый. Для этого чукчи надевали свои панцири во время кочевий и следовали за стадами, не снимая их.
Соблюдали диету и боролись
Самыми негативными свойствами человеческого тела чукчи считали потливость и сонливость. Потливость способствовала развитию запаха, следовательно, не вела к удачной охоте, а сонливость могла подвести и охотника, и воина. Поэтому юные чукчи старались обходиться минимумом воды и крайне мало ели, стараясь приучить организм к голоду и нагрузкам.
Повсеместно среди чукч были распространены поединки – обиженный или оскорбленный молодой чукча мог вызвать обидчика на поединок. Чукчи боролись друг с другом до тех пор, пока кто-то не побеждал, прижимая противника лопатками к земле, – об этом пишет в своей работе «Чукчи» этнограф Владимир Германович Богораз. Самым опасным поединком считался поединок на натертой салом моржовой шкуре, края которой были прикреплены к земле острыми костяными колышками.
Поединки могли быть и более серьезными – и тогда противники вооружались короткими копьями.
«До устатку» тренировались стрельбе из лука и умению уворачиваться от стрел. Для этого дети одного стойбища делились на две команды и стреляли друг в друга тупыми стрелами. Доходило и до ран. Когда уставали стрелять из лука, брались за копья, а после – еще и соревновались кто выносливее в беге.
Была у чукч распространена и игра с мячом – своеобразный аналог регби, только по мячу можно было бить ногой, а в некоторых местах его гоняли по полю палками.
Слабакам в семье не место
Если чукча не были вынослив – у него не было шансов жениться. В свадебный обряд чукчей входил особый ритуал – жених должен был встать спозаранку и оббежав окрестности, принести к яранге невесты охапку хвороста. Задание было не из легких, так как дров в тундре было крайне мало. Большая охапка хвороста увеличивала шансы на благоприятный ответ отца невесты.
Все эти тренировки были распространены у чукч плоть до середины XX века и приносили свои результаты. Российский исследователь Н. Ф. Калинников в 1912 году в своей книге «Наш крайний северо-восток» писал, что чукчи являются «замечательными ходоками», они «прямо-таки стальные люди» и легко преодолевают усталость, бессонницу и голод».