Наверняка многие слышали про Стокгольмский синдром, когда заложники начинают сочувствовать своему захватчику. Этот синдром является психологической ловушкой. Однако есть такие ловушки, в которые каждый человек попадает фактически ежедневно. Главное вовремя их заметить. Недаром говорят: «Предупрежден — значит вооружен».
Эффект прожектора
Как пишут Эллиот Аронсон и другие авторы издания «Социальная психология», эффект прожектора заключается в переоценке человеком того, насколько его действия и внешний вид заметны для окружающих. Эта психологическая ловушка названа так потому, что каждый из нас думает, что привлекает к себе гораздо больше внимания окружающих, чем это есть на самом деле, будто постоянно находится в свете прожектора. По мнению психологов, люди действительно интересны друг другу, но не настолько, как кажется. На самом деле, как указано в упомянутом учебнике: «Вы знаете, что у вас плохой день, но более вероятно, что никто другой не знает».
Виноватый ребенок
Такой же мнимой ловушкой, как и эффект прожектора, является психологическое понятие как «виноватый ребенок», описанное в книге «44 психологические ловушки и способы их избежать», Ларисы Большаковой и Николая Медянкина. Примечательно, что в этой ловушке большинство людей оказываются чуть ли не сразу после рождения. Например, ребенок не виноват в том, что он плохо спит, но чаще всего получает за это нагоняй от матери или отца. Благодаря подобному воспитанию у человека формируется привычка винить себя даже в том, что от него никак не зависит, или, что еще хуже, придумывать себе всевозможные провинности.
Самобичевание
Следствием предыдущей психологической ловушки является самобичевание, которое заключается в систематическом обвинении себя даже в самых незначительных промахах. Однако Николай Медянкин в издании «50 основных психологических ловушек и способы их избежать» отмечает, что самобичевание не имеет ничего общего с конструктивной критикой самого себя, когда человек анализирует свои ошибки, делает выводы и стремится не совершать ничего подобного впредь. Самобичевание – это только осуждение себя и ничего больше.
Самопожертвование
Не менее коварна и ловушка самопожертвования. Как утверждает Сергей Первушин, автор книги «Забей! Как перестать сомневаться в себе и начать жить по полной», коварство самопожертвования обусловлено устоявшимся мнением о том, что каждый человек якобы обязан жертвовать собой ради детей или супруга, например. При этом сам жертвующий испытывает страдания от своей «щедрости». Поэтому, по мнению Первушина, здесь важно соблюдать меру и не действовать в ущерб собственным интересам.
Страх
Подчас самопожертвование тесным образом связано с человеческими страхами, которые тоже являются самой настоящей психологической ловушкой. Как утверждает Лариса Большакова, автор издания «20 ментальных ловушек, которые душат, отравляют и подвергают гниению успешную и счастливую жизнь», страх – это часть механизма самосохранения, но нередко он попросту мешает человеку реализовать себя и прожить яркую, полную впечатлений жизнь. Поэтому так важно побороть свои страхи, не пренебрегая при этом собственной безопасностью.
Вторичная выгода
Однако природа человека такова, что он может найти хорошее даже в самой страшной ситуации. В качестве примера данной психологической ловушки автор издания «Психология поведения жертвы», Ирина Малкина-Пых, приводит ситуацию, которая, как правило, складывается в семьях, где есть наркоманы. В семьях тех, кто употребляет запрещенные вещества, со временем формируются определенные роли, которые заменяют близкие взаимоотношения и даже приносят те или иные психологические преимущества. Это и есть вторичная выгода. Но именно она провоцирует срывы и прерывает ремиссию в период реабилитации.
Вера в справедливость мира
Не менее, чем вторичная выгода, опасна и психологическая ловушка, заключающаяся в веру в справедливость мира. Однако ущерб психике наносит лишь один из видов этой ловушки. По крайней мере, так пишет в своей книге «Социальная психология справедливости», Ольга Гулевич. По словам Гулевич, вера в справедливость мира по отношению к себе повышает самооценку человека, увеличивает его самоэффективность и снижает риск девиантного поведения. А вот вера в справедливость мира по отношению к другим, напротив, ухудшает состояние и приводит к отрицательному отношению к представителям низкостатусных групп.