Когда говорят про спартанское воспитание, обычно имеют ввиду его применение к подросткам и юношам мужского пола. Но в таком централизованном государстве как Спарта не могли пустить на самотёк и воспитание девушек, которым в дальнейшем предстояло стать жёнами и матерями настоящих спартанцев.
Небольшая гендерная разница
Спартанских мальчиков забирали из семей в 7-8 лет, и они росли и жили фактически на казарменном положении до 30 лет, когда им разрешалось завести семью. Юных спартанок из дома не забирали, на этом, фактически и заканчивалось основное различие в методах воспитания. Именно воспитания, а не образования — в Спарте с недоверием относились к учёности, считая её излишней обузой в жизни. А как же Ксенофонт, лидер 10 000 спартанских наёмных гоплитов, написавший «Анабасис» об их пути домой через половину тогдашнего мира? Ксенофонт был афинянином по происхождению, в родном городе его и научили читать и писать.
Впрочем, вернёмся к воспитанию девушек. Государство обращало на них внимание в том же возрасте, что и на юношей — в 7 или 8 лет, когда начинались ежедневные занятия спортивными упражнениями, пишет Плутарх. Как и юноши девушки занимались обнажёнными, поэтому их «спортзалы» были отдельными и находились в довольно укромных местах. Встречались подростки обоего пола только на публичных состязаниях и играх, где демонстрировали свои умения. Слыша от девушек похвалы или насмешки, юноши ещё интенсивнее занимались спортом и воинской подготовкой. Вот и ещё одно отличие — спартанских женщин никто, разумеется, не учил владеть оружием и биться в составе фаланги.
Морально-волевые качества спартанок
Но не стоит представлять спартанских женщин изнеженными созданиями. Они укрепляли не только тело, но и дух. Не зря вошло в историю напутствие спартанской матери своему сыну: «Со щитом или на щите». То есть — или вернись с победой или погибни с честью (павших воинов приносили на щитах), но в любом случае щит должен быть с тобой, так как считалось даже не позором, а преступлением, если спартанский гоплит бросал свой щит и спасался бегством. Кроме того, из фразы понятно, что для спартанок также было обязательно соблюдать правила лаконичной речи (самоназвание Спарты — Лаконика), уметь выразить сложную мысль в нескольких словах, краснобайство не приветствовалось.
Древние авторы отмечают скромность и добродетельность спартанских женщин, которые, впрочем, не просто сидели по домам под присмотром мужа, но обладали определённой свободой действий и правами, которых не было у жительниц иных греческих полисов. Супружеская верность была для спартанок на первом месте, а взаимоотношения с мужем преследовали не получение чувственного удовольствия, а рождение новых граждан Спарты. Желательно — мальчиков, будущих воинов, но и девочки были желанными детьми и отнюдь не людьми второго сорта. В Спарте не было ничего похожего на культ Диониса, когда хмельные женщины рыщут по окрестностям, предаваясь сексуальным излишествам с первыми встречными, а то и калеча и убивая их в неистовстве.
Спартанки славились хозяйственностью и были полными владычицами в доме. Домашнему хозяйству девушек обучали матери, передавая как свой опыт, так и знания предыдущих поколений.
Спартанки были признанными красавицами, но неизвестны их браки с мужчинами из других греческих полисов. Не потому, что не было желающих, спартанки, воспитанные особым образом, не видели смысла в замужестве с кем-то, кроме спартанца.
dusty1
29 декабря, 2019собственно без разницы чему учить мальчиков и девочек. Весь прИкол в том чтобы эта учеба не была совместной. И’наче мальчики привыкают «не брать». А девочки не получают радости и удовольствия от половых отношений. Плюс возрастает вероятность возникновения неправильной сексуальной направленности.
А учить нужно нужным весчам))