«Babushka»: почему американские рэперы начинают носить русские платки — Тестостерон
Загружаются новые записи...

«Babushka»: почему американские рэперы начинают носить русские платки

Когда-то «одеваться как рэпер» значило носить массивные золотые цепи, надевать джинсы и футболки на несколько размеров больше и не шнуровать свои «Тимберленды». Однако со временем джинсы хип-хоп исполнителей стали уже, цепи – меньше. В их стиле теперь больше «инородного»: вместо кепок — бабушкины платки, вместо угрожающих рисунков на майках – непонятные слова. В одежде «голосов улиц» появилась характерная скорее для гопников из постсоветских 90-х безвкусица и многослойность, смешанная с пристрастием к дорогим брендам. С чем это связано и причём здесь российская культура?

Носишь платок, значит в тренде

В конце августа социальные сети буквально разорвал клип на песню «Babushka Boi» американского хип-хоп-исполнителя A$AP Rocky. Кровавые перестрелки, «свиньи»-полицейские и в целом красочная картинка – отнюдь не первое, на что обращаешь внимание. На видео в глаза сразу бросается наряд исполнителя: отлично сидящий, по фигуре, клетчатый пиджак, чересчур свободные и пёстрые шёлковые штаны, а венчает всё это – не менее яркий «бабушкин» платок.

Головной убор, характерный скорее для Алёнушки с одноименной шоколадки, A$AP надел уже не в первый раз. Началось всё с церемонии открытия фестиваля кино и искусств музея LACMA в Лос-Анджелесе в ноябре 2018-го, куда рэпер пришёл в брючном костюме, шёлковом халате и косынке – естественно, от Gucci. Свой образ он прокомментировал кратко, назвав себя красавчиком и призвав других парней носить «babushka» — именно так на Западе уже минимум полвека называют платки, крепко завязанные под подбородком, как у российских бабушек.

«Это просто способ для различных метаморфоз… Мне это нравится», — добавил хип-хоп-исполнитель.

Правда, с первого раза его посыл не был услышан. Но A$AP на то и трендсеттер, чтобы настаивать на своём. В январе во время одного из концертов в рамках тура Injured Generation он не просто вышел в косынке, но и исполнил песню «Babushka Boi». А заодно «подсадил» на новый тренд западных мужчин. После этого в Instagram начали появляться сотни снимков с хэштегом #babushka, а головной убор стал атрибутом многих звёзд.

Однако и на этом кампания по продвижению стиля бабушки не закончилась. Позднее свой перфоманс рэпер скрасил тизером к клипу на композицию «Babushka Boi», который начинается с ожидаемого вопроса: «Зачем чёрные парень носит babushka?» Заканчивается же всё чечёткой репера, опять же в платке, под треп-версию «Мурки» — представить что-то более «русское» от выходца из Гарлема вряд ли возможно.

Но почему выбор A$AP пал именно на babushka? Возможно, это часть плана по продвижению бренда Gucci. Ведь рэперу не впервой быть лицом той или иной марки: на его счету проекты с Alexander Wang, Dior, Calvin Klein и DKNY. Да и сама компания слишком чутко уловила тренд и ещё в январе 2019-го выпустила стилизованные под бабушкины платки капюшоны. Как положено, с цветочными принтами.

С другой стороны, истинная суть происходящего может быть куда глубже.

Советское прошлое роняет Запад

Вот уже как несколько лет Запад покорило новое направление стиля – New East. Он, по сути, представляет собой радикальную версию обобщённого русского стиля гопников. Его отличительная черта — переработанная эстетика бедности позднего социализма конца 1980-х годов и хламового гламура ранних преобразований 1990-х годов, ставшая триумфом избыточной и преувеличенной безвкусицы, которая появилась в середине 2010-х годов.

Набирать свою популярность новый стиль стал на фоне роста идентичности в Восточной Европе и России, а также из-за повторения идеологического и военного противостояния Востока и Запада. В 2008 году дизайнер Гоша Рубчинский выпустил свою первую коллекцию под названием «Империя зла». Она изобиловала кириллическими надписями и ссылками на советский канон военного и спортивного стиля, но даже несмотря на это приглянулась западным модникам.

Уже тогда начал вырисовываться профиль новой русской моды. Сочетание культурных паттернов из разных периодов российской истории, ссылки на авангардных художников, цитаты художников и музыкантов неофициальной культуры позднесоветского периода стали её визиткой.

Наиболее яркими представителями течения стали дизайнеры с советским бэкграундом: тот же Гоша Рубчинский, основатель модного дома Vetements Демна Гвасалия, их коллега и, по мнению Vogue, королева парижского андеграунда Лотта Волкова. Именно эту троицу издание Riddle причислило к «пионерам метамодернизма», именно она представила и успешно внедрила новое ностальгическое представление о постперестроечном времени перемен.

Сама идея, конечно, изначально не была обречена на успех, но по каким-то причинам пришлась по вкусу «на той стороне». Возможно потому, что дизайнерам удалось уловить: границы между различными культурами в современном мире стираются, и уже совсем не обязательно носить косуху и слушать панк, быть в цепях и наслаждаться рэпом, не нужно быть русским, чтобы носить одежду с соответствующими культурными ссылками. А раз на то пошло, то и совсем не зазорно играть со стереотипами. Один из них – как раз «бабушкин» платок. Идея нарядить в него мужчин первому пришла как раз Демне Гвасалии: он раньше всех — в коллекции осень/зима 2018 — выпустил на подиум моделей в косынках.

Из субкультуры в мейнстрим

Однако одно дело – предлагать новые тренды высокой моды, другое – быть рэпером, который им следует. Почему американские хип-хоп-исполнители позволяют себе одеваться как русские гопники? Ответ на этот вопрос опять-таки кроется в размывании субкультур. Это для «олдов» кроссовки Adidas и панама Kangol были верхом стиля. Современному же поколению рэперов, более избалованному в плане денег, даже костюм от Gucci кажется слишком простым.

Отсюда, например, популярность Дэппер Дэна — дизайнера из Гарлема, который занимался тем, что создавал одежду из кусков вещей знаменитых брендов. Пожалуй, этим же объясняется стремление многих хип-хоп-исполнителей обзавестись собственным брендом или коллаборацией с известной фирмой — так, как это сделали P.Diddy и Jay-Z. Хорошо это или плохо — пожалуй, не так важно по сравнению с тем, что такой способ самовыражения помог слиянию рэпа, который из субкультуры постепенно дрейфовал в сторону мейнстрима, и высокой моды.

Всё это привело к неминуемым изменениям. Теперь рэперы из законодателей превратились скорее в проводников стиля. Они по-прежнему задают тренды и подают пример мальчуганам, показывая, как и что сейчас круто носить, но делают это уже скорее с подачи других. Так и произошло в случае New East — тренд оказался слишком заразительным, чтобы не следовать ему и не развивать.

4
HahaHaha
4
PoopPoop
1
WowWow
0
HeartHeart
0
LoveLove
0
YayYay
0
SadSad
0
AngryAngry
Voted Thanks!

Комментировать

Loading Posts...