«Генетическая мутация»: почему люди остановились в умственном развитии — Тестостерон
Загружаются новые записи...

«Генетическая мутация»: почему люди остановились в умственном развитии

В 1893 году Герберт Уэллс в своей книге The Man of the Year Million предположил, что развитие технологий и в целом прогресс человечества приведут к снижению зависимости от тела. Человек, по мнению знаменитого писателя-фантаста, будет полностью зависим от мозга. Торс, ноги и почти все мышцы станут ненужными, так как их заменит моторизованный транспорт. Благодаря ножу и вилке отпадет необходимость и в челюстях. Наши потомки станут огромным мозгом, передвигающемся на руках, утверждал Герберт Уэллс.

Исследования современных ученых показали, что предсказания фантаста сбываются с точностью до наоборот: у человечества появился культ тела, а вот мозг, похоже, деградирует.

Мозг древних был больше

1500 кубических сантиметров – таким был объем мозга неандертальцев и кроманьонцев. Современный homo sapiens имеет объем мозга 1425 кубических сантиметров. Именно так на него повлиял научно-технический прогресс. Российский антрополог Станислав Дробышевский считает, что большой объем мозга наших столь далеких предков был обусловлен условиями  жизни того времени. Все важные сведения неандертальцы и кроманьонцы держали в голове: внешних носителей информации (рукописей, книг) не было, а надеяться на мудрость предыдущих поколений не представлялось возможным: продолжительность жизни была крайне низкой. Современные же люди живут в тепличных условиях: информацию получают в уже готовом виде, накопленные поколениями знания можно легко извлечь из внешних носителей, в добывании еды на охоте нет нужды. В подобных обстоятельствах мозг, отнимающий более 20 процентов энергии, просто не востребован в таком объеме. Неудивительно, что в последние 25 тысяч лет он постепенно уменьшался.

Ученые называют это генетической мутацией

Антропологи Чикагского университета утверждают, что началась она около шести тысяч лет назад у земледельцев Ближнего Востока. Американский генетик Стэнфордского университета, Джеральд Крэбтри, уверяет, что процесс мутации начался еще раньше – с того времени, как наши предки покинули пределы Африки. На черном континенте они существовали в тяжелейших условиях. Поэтому происходил естественный отбор, когда выживали только самые умные, сильные, ловкие. Таким образом, естественный отбор происходил в пользу наиболее развитого интеллекта. Переселившись в Европу, люди попали в куда более комфортные условия обитания. По мнению американского ученого, в последние три тысячи лет человечество перенесло две больших генетических мутации, которые далеко не лучшим образом сказались на интеллекте человечества. Проследив за частотой, с которой вредные мутации возникают в человеческом геноме, и определив приблизительное количество «умных» генов, Джеральд Крэбтри предрекает еще несколько подобных мутационных изменений в геноме человечества.

Уровень интеллекта может варьироваться

В 1984 году американский психолог Джеймс Флинн обнародовал результаты своих вычислений. Оказалось, что с 1932 по 1978 год в Соединенных Штатах Америки средний показатель IQ увеличился на 13-14 пунктов. Позже эти выводы подтвердились и в других странах. Полученные Джейсом Флинном результаты были названы «эффект Флинна».

Однако еще одно исследование, проведенное норвежскими учеными, показало: с 70—годов прошлого века каждое поколение теряло в уровне интеллекта по нескольку пунктов. Так, рожденные в 1969 году имели уровень IQ порядка 102,3, а у рожденных в 1976 он составлял уже 99,5. Средний IQ рожденных в 1989 дал цифру 99,4. Ученые решили проследить эту тенденцию на отдельных семьях. И она подтвердилась: старшие дети значительно лучше справлялись с заданиями на интеллект, чем младшие. Авторы исследования сделали предположение, что дело здесь не в распространении наименее удачных генов и даже не в демографической ситуации, как утверждали многие.

Виноват во всем прогресс

После «эффекта Флинна» учеными по всему миру примерно с 90-х годов регистрировалось снижение интеллектуального уровня человечества. В 2000 году был выведен среднемировой показатель IQ, составивший 90,31 балла. По прогнозу ученых, к 2025 году он составит 86,67 балла. Ученые говорят, что, если тенденция сохранится, то через какие-то 150 лет средний уровень интеллекта взрослого человека будет равен тому, который имеет нынешний девятилетний ребенок.

Российские ученые по этому поводу бьют тревогу. По их данным, ежегодно все большее количество людей жалуется на ухудшение мозговой деятельности: возрастает рассеянность, возникают сложности с запоминанием даже простейшей информации, невозможность сконцентрироваться на чтении больших текстов, а о чтении книг вообще мало кто говорит. Самое ужасное, говорят врачи, что жалуются на это не пожилые люди, которым по возрасту «положены» такие проблемы, а представители среднего возраста и более молодое поколение. По мнению медиков, виноваты во всем Интернет и распространение гаджетов. Людей подсадили на постоянную связь, и они теперь все свободное время проводят в смартфонах и ноутбуках. Мир перешел на чтение коротких сообщений, получение хаотичных отрывочных сведений, восприятие очень узкой информации. В результате сегодня многим не под силу прочесть обычную аналитическую статью: на просторах всемирной паутины стал распространенным аргумент: «слишком много букв – не осилил». Хорошо еще, если написано без ошибок. В 2008 году российские ученые опубликованы данные, свидетельствующие о том, что в Интернете среднестатистический пользователь прочитывает не более 20 процентов текста, который размещен на странице. Читает начало, несколько строк в середине и конец, чтобы понять, чем все закончилось. А далее он ставит лайк, одновременно решая, кем с этим поделиться с целью вызвать новую волну лайков. До осмысливания прочитанного, а уж тем более вразумительного обсуждения мало кто доходит. Мыслительная деятельность в СМС-формате – вот что губит интеллект людей, уверяют ученые. Но не все.

Подводит экология

В снижении когнитивных функций людей виновата экология, считает группа испанских ученых. Они произвели замеры воздуха в 39 районах Барселоны, где расположены начальные школы. А затем проверили IQ учащихся. В районах, где экология была лучше, показатели интеллектуального уровня детей оказались несколько выше.

Зависимость развития интеллекта от состояния атмосферы подтвердили и английские ученые из университета Ланкастера. Они проанализировали выборку из порядка 18 тысяч британских детей и установили, что те из них, кто имел умственную отсталость, проживали в основном в экологически неблагополучных районах, где постоянно фиксировался высокий уровень загрязнения воздуха.

Ученый Йельского университета США, Кси Чен, поясняет, что плохая экология влияет на мозг детей еще до их появления на свет. Этом подтверждают результаты исследования. Интеллектуальный уровень детей от четырех до шести лет, рожденных матерями, проживающими в самых загрязненных регионах страны, был на два балла ниже, чем у их сверстников, рожденных в более благополучных в плане экологии регионах. По данным ученых Йельского университета, вредные выбросы в атмосферу «убивают» интеллект человека в любом возрасте. Например, парниковые газы резко снижают нашу память, отрицательно влияют на способность концентрироваться и принимать решения.

Китайские ученые, которые как раз исследовали влияние загрязненной воздушной среды на людей, пришли к выводу, что у человека, в первую очередь, страдают математические способности и способности к изучению языков. А людям старше 64 лет концентрация углекислого газа в атмосфере грозит ускоренным развитием деменции. Общий вывод китайских ученых: загрязненный воздух снижает интеллект человека.

Мы умнее, но целенаправленно

Почему же при зафиксированном падении уровня интеллекта отдельно взятого человека, общий уровень развития общества вырос многократно. Более того, за последние годы человечество сделало изобретений в сотни раз больше, чем за последние несколько сот лет, научно-технический прогресс совершил невиданный рывок вперед. Так может быть дело не в падении интеллекта, а в методике подсчета?

Известно, что тесты на определение IQ разработал британский психолог Ганс Юрген Айзенк. Каждый тест состоит и нескольких заданий, где должны быть задействованы логика, математические способности, умение разгадывать шарады за определенное время и нестандартно мыслить. За ответы начисляются баллы, которые в сумме и выводят тот самый коэффициент интеллекта. Меньше 80 имеют люди с посредственным интеллектом, 90-115 – со средним, 120 – с высоким. Ученые канадского Университета Западного Онтарио и лондонского Музея естественных наук определяли IQ у добровольцев, находящихся в томографе. Пока испытуемые решали задачки, ученые наблюдали за активностью их головного мозга. Выяснилось, что при решении разных задач задействуются разные области мозга. Это навело ученых на мысль, что интеллект – это не единая сущность, он формируется из множества составляющих. По словам руководителя эксперимента профессора Адриана Оуэна, интеллект — есть набор независимых и разных типов мыслительных способностей. Человек может быть силен в одной из этих областей, но слаб в остальных. Поэтому попытки измерить уровень интеллекта как единый показатель – это глубочайшее заблуждение.

Проще говоря, человек может иметь выдающиеся способности к изучению языков, но быть совсем слабым в математике или физике. Тот же Пушкин совсем «не дружил» с математикой, но разве у кого-то повернется язык обвинить его в низком уровне интеллекта?

 

1
WowWow
0
HeartHeart
0
HahaHaha
0
LoveLove
0
YayYay
0
SadSad
0
PoopPoop
0
AngryAngry
Voted Thanks!

Комментировать

Loading Posts...