Мельтешение кадров и транстрав: какие киноэффекты опасны для здоровья - Тестостерон
Загружаются новые записи...

Мельтешение кадров и транстрав: какие киноэффекты опасны для здоровья

Технологии визуального оформления видеоряда еще в середине прошлого века перешагнули классический рубеж простого линейного движения. Теперь, чтобы сделать кадры наиболее выразительными, используются различные, и в большей степени, компьютерные технологии. Многие зрители давно заметили, что некоторые киноэффекты порой вызывают физиологический дискомфорт.

Кинотрюки и их цель

Попытки авторов кино поразить зрителей при помощи психологически правильно подобранного ракурса съемки начинаются еще с знаменитого «Прибытия поезда на вокзал Ла-Сьота» братьев Люмьер 1896 года. Как известно, почти все присутствующие тогда с испугу покинули свои места, будучи уверенными, что паровоз, быстро движущийся прямо на них из глубины черно-белого вибрирующего пространства на экране, обязательно въедет в зал и их раздавит. Сегодня такой кинотрюк никого не удивит и его даже могут не заметить в канве сюжета фильма. Но на любые другие новшества внимание обязательно обратят.

Например, транстрав — весьма популярный спецэффект, получаемый сочетанием поступательного движения камеры вдоль оптической оси объектива и плавного изменения его фокусного расстояния в обратном направлении. Еще его можно назвать вариантом «раздвигающегося пространства», когда глядя на героя, находящегося в среде, оно расширяется, его границы выдвигаются за пределы кадра и зритель, словно оказывается внутри вместе с персонажем.

Такая технология – очередная оптическая иллюзия, как и хаотичная череда кадров (иногда с некоторыми остановками), которую также часто используют создатели фильмов, чтобы показать длительное и интенсивное движение персонажа. На экране действие идет несколько секунд, но зрители вместе с героем переживают или долгую поездку или продолжительный и тщательный осмотр пространства и делается все это с головокружительной скоростью.

В чем опасность просмотра киноэффектов

Многие зрители, при просмотре фильмов с подобными кинотрюками, и особенно на большом экране, порой испытывают некоторые виды дискомфорта. В частности, хаотичное движение кадров и транстрав могут вызывать головокружения и даже приступы тошноты. Об этом свидетельствуют ученые из Калифорнийского университета, Лос-Анжелес, США, осуществившие ряд исследований влияния на мозг человека различных динамических изображений. Любое незначительное изменение положения человека в пространстве моментально регистрируется рецепторами внутреннего уха, расположенного внутри сложного комплекса сообщающихся между собой полостей височной кости.

С помощью этого органа выполняются функции поддержания равновесия и функции слуха. При просмотре динамических кинотрюков, призванных погрузить зрителя в среду сюжета, мозг получает сигналы от глаз о том, что тело движется, однако вестибулярные центры утверждают, что оно остается статичным в пространстве. В результате этого дисбаланса восприятия у человека возникают дискомфортные ощущения изначально в полостях височной кости и распространяются дальше, регистрируемые от легкого головокружения, до тошноты и болей по всей голове.

Мозговые центры моментально пытаются исправить возникшую проблему. У здорового человека, имевшего опыт «морской болезни» или кинетоза, подобные ощущения проходят в течении нескольких секунд. Гораздо хуже тем людям, которые страдают психиатрическими отклонениями и пока не знают об этом или не купируют симптомы соответствующими лекарственными препаратами. Негативное влияние просмотра киноэффекта может спровоцировать даже развитие острой фазы аффективного состояния. В случае, если у человека диагностировано такое заболевание, как эпилепсия, то динамичный кинотрюк, в частности сцена с транстравом, способна вызывать внезапный судорожный приступ.

Американские ученые считают, что поскольку в основе патогенеза этого заболевания лежат пароксизмальные разряды в нейронах головного мозга, то зримое восприятие больным человеком «раздвигающегося пространства» стадийно переходит у него в сумеречное помрачение сознания. И так при просмотре трюка может происходить постоянно, даже в случае курсового приема препарата, обычно купирующего развитие такого состояния.

Вред многомерных зрительных технологий

Между тем, у людей, страдающих некоторыми психоневрологическими патологиями, просмотр знаменитого фильма-трюка братьев Люмьер позапрошлого века не вызывает никакого негативного эффекта. Исследователи из Государственного университета Огайо, Колумбус, США, считают это опытом «насмотренности». Очевидно, точно такой же результат ожидают и все другие кинотрюки, связанные с движением, даже если они еще только разрабатываются создателями.

Другое дело, технологии 3D и 5D – изображений. Эти спецэффекты тоже придуманы для того, чтобы погрузить зрителя внутрь киносреды, однако их «устройство» негативно влияет не столько на работу вестибулярного аппарата, сколько непосредственно на зрительную систему. Недавно проведенные исследования в Технологическом университете Эйндховена, Нидерланды, показали, что около 47% испытуемых почувствовали резкий зрительный дискомфорт во время просмотра тестового сюжета в режиме 3D с расстояния 3 метра. Все эти добровольцы имеют те, или иные нарушения зрения – миопию, астигматизм или даже возрастную гиперметропию. Они жаловались на резь в глазах и длительные боли в затылочной области.

Голландские ученые считают, что людям, имеющим любые зрительные отклонения, просмотр подобных компьютерных эффектов наносит определенный вред (зрительным центрам). Однако, как видно из исследования, таких зрителей, в отличие от страдающих «морской болезнью» или психоневрологическими патологиями, почти половина от всех живущих. И опыт «насмотренности» в данном случае, наоборот, будет иметь только усугубляющее значение.

0
HeartHeart
0
HahaHaha
0
LoveLove
0
WowWow
0
YayYay
0
SadSad
0
PoopPoop
0
AngryAngry
Voted Thanks!

Новости партнеров

Комментировать

Loading Posts...